Психологические тренинги для преподавателей и студентов

А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как его ориентированность, как систему обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерной для конкретного вида профессиональной деятельности». В этом контексте СПТ коммуникативной компетентности может быть эффективным методом подготовки молодых специалистов к профессиональной деятельности. В связи с тем, что за последние годы тренинги получили широкое использование для подготовки специалистов различных отраслей, то, конечно, понятия «тренинг» имеет более универсальное применение по сравнению с понятием «социально-психологический тренинг». Вместе с тем, в содержании указанных выше понятий есть много общего, например, методология и методика их ведения и т. п... 1.2. Основные принципы психологического тренинга Тренинги, как правило, проводятся по соответствующим принципам. Отдельные руководители СПТ их называют нормами или правилами, но от этого суть не меняется. Главное, чтобы они были налицо в групповой работе, поскольку без опоры на них трудно представить эффективность тренинга. Перед его началом руководитель предлагает принципы (нормы, правила), которым будет руководствоваться группа на протяжении всего периода занятий (встреч).
Все школьные контрольные работы тут

Эти принципы обсуждаются группой (могут дополняться или сокращаться) и принимаются как руководство к действию. Тренинговая практика приобрела опыт, в котором прочно закрепились соответствующие принципы, описанные в разных источниках. По мнению психологов, главный принцип тренинга — каждый усваивает новое только путем собственных активных усилий. Принцип активности основывается на определенной закономерности об усвоении человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринятой зрением, и 90% информации, получаемой во время самостоятельной деятельности. Принцип комплектования групп. При комплектовании группы нужно учитывать два принципа: 1) принцип добровольности; 2) принцип информированного участия (участник заранее имеет право знать все, что с ним может происходить, а также о тех процессах, которые будут происходить в группах, поэтому с участниками проводится предварительная беседа о том, что такое тренинг , каковы его цели, какие результаты могут быть получены). Не рекомендуется включать в тренинговой группы лиц, имеющих выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто чувствует свою непригодность к работе в группе. Профессиональный состав. Рекомендуется подбирать членов в группу, учитывая принцип однородности по профессиональным составом (например, группа школьных психологов, группа педагогов). Возрастной и половой состав группы. Группы комплектуются из лиц разного пола в возрастном диапазоне 40-45 лет. Желательно, чтобы возраст участников одной группы был примерно одинаков. Взаимоотношения участников группы. В группу не рекомендуется включать близких родственников; лиц, находящихся в служебной зависимости друг от друга, а также тех, кто имеет стойкую неприязнь друг к другу. Наиболее оптимальный вариант — участие в тренинге незнакомых между собой людей. Оборудование помещения и размещения участников группы. Тренинги проводятся в изолированном помещении. Стулья (лучше кресла) надо поставить кругом. Такое размещение участников (оптимальный вариант для общения) позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, что дает возможность каждому воспринимать широкий спектр невербальных проявлений соучастников. Активная позиция участников тренинга. Активность — норма поведения в тренинге. Речь идет о реальном включении в интенсивную групповую взаимодействие каждого члена группы. Использование этого принципа позволяет осуществлять развитие компетентности в общении в СПТ не путем непосредственного воздействия психолога участников, а созданием условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия. Модель СПТ А. В. Сидоренко построена на следующих принципах: — принцип вызова или задачи, которая призывает; — принцип положительной обратной связи; принцип значимости или «сухого остатка»; принцип эффективности методов и упражнений. Она отводит неординарную роль критериям модели партнерских отношений: принципа партнерства, который проявляется в том, что тренер исходит из предпосылки равного права каждого участника высказывать свое мнение, проявлять свои чувства, выражать протест , вносить предложения и т. д., и поэтому внимательно и доброжелательно принимает все; — рассмотрения тренинга как совместного творчества, ценности вклада каждого и отмечает значимость этого вклада; — выполняет свои обязанности и свои обещания; — соблюдает правила, которые сам произнес и последовательно требует этого от каждого участника; — не избегает ответа на неудобные для него вопросы, оказывает помощь, когда его об этом просят, и не отказывается демонстрировать предложенные им «техники». Собственный опыт подтверждает то, что в группе с нечетным числом участников руководителю в парных занятиях приходится принимать непосредственное участие, заменяя отсутствующего участника тренинга. Преимущества тренинга в том, <...>« чтобы превратить группу в своеобразное зеркало, или точнее, систему зеркал в процессе своих конкретных проявлений в жизни определенной группы». Поэтому вполне естественным является принцип ограничения обсуждения событий только в рамках тренинга («здесь и теперь») и персонификация высказываний. Для участников тренинговых групп нередко характерна тенденция к отклонению от основной темы, склонность к общим разговорам, соображениям, далеким от содержания тренинга. Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент. Принцип акцентирования способствует глубокой рефлексии участников, учит участников сосредоточивать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, развивает навыки самоанализа. Принцип персонификации высказываний. Его суть заключается в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через выражение собственных чувств и переживаний. Отказ от безличных речевых форм помогает людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и избегать ответственности. Запрещается использовать высказывания типа: «Большинство моих друзей считает ...», «Мы думаем,» У нас мнение другое ... «и т. д., которыми переводится ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное» мы ", и тем самым делают ее обезличенной. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я думаю ...», «Я убежден ...», «Я чувствую ...», «Мне приятно ...» и т. Д. Использование указанного принципа помогает решить одну из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность лица за высказанные в сообщении мысли и чувства.