Психологические особенности усвоения студентами учебного материала часть 3

11. Составление резюме. Этот вид работы помогает овладеть операцией переструктурирования сообщения и является шагом к подготовке к диалогической взаимодействия с текстом. 12. Комментирование текста. Такой вид необходимо применять для умение выражать свое отношение к воспринятой информации. 13. Формулировка вопросов к тексту. Самостоятельное формулирование вопросов к исходному сообщению помогает лучше понять смысл текста, позволяет более полно и глубоко усвоить проработанную информацию. 14. Методика транспозицийного анализа текста. Суть метода заключается в том, что текст делится на относительно законченные смысловые отрывки, и каждый из этих отрывков записывается на отдельную карточку. Карточки перетасовываются и надо восстановить исходный текст. 5. Особенности информационно-познавательного и смыслового проработки учебного материала студентами Процесс усвоения информации охватывает следующие этапы усвоения: восприятие материала; его понимание; запоминания; хранения и актуализации — воспроизводства и использования в деятельности (учебной и профессиональной). Осмысленное запоминание способствует лучшему хранению и более точному и полному восстановлению разработанной информации. Постоянное использование изученного материала в учебно-профессиональной деятельности помогает переосмыслить и лучше сохранить необходимую информацию, связать ее с ранее приобретенными знаниями и с новым материалом, который подлежит обработке.
пмж мальты за инвестиции

Ведущим фактором эффективного усвоения учебного материала и центральным звеном процесса усвоения знаний выступает понимание информации, прорабатывается. Понимание материала помогает структурировать информацию, что способствует лучшему запоминанию материала. Лучшему пониманию, а следовательно, и усвоению текстового материала помогает умение структурировать и переструктуровуваты проработанную информацию. Умение различать основную и второстепенную информацию способствует повышению уровня проработки текста и помогает более полному закреплению материала в памяти. Поэтому, владение приемами информационно-познавательного и смыслового обработки текста является необходимым условием эффективного обработки текстовой информации с целью ее усвоения. Основой умений обрабатывать учебную текстовую информацию являются: — сформированность когнитивных операций чтения — приемов диалогического взаимодействия с текстом — наличие базовых знаний по психологии чтения и теории текста. Сформированность когнитивных операций чтения предусматривает: владения операциями структурирования и переструктурирование текста — семантического взвешивания и разграничения информации, — ее сжатия и развертывания. Знание вышеперечисленными операциями помогает студентам — формулировать основную мысль сообщения, — выделять ключевые слова — составлять план, схему, блок-схему текста — его конспект, аннотацию и резюме — находить в печатном материале ответы на вопросы по содержанию текста, — разв Связывание задачи в определенной области знаний. Диалогическая взаимодействие с текстом предполагает способность читателя находить в тексте проблемные ситуации и находить ответы на них, умение ставить автору вопросы и полемизировать с ним, умение составлять комментарий к тексту, отражающий основное содержание исходного сообщения и результаты его осмысления читателем. Ведущими учебными задачами, которые обеспечивают формирование основных приемов обработки текстовой информации, следует считать: — выделение концепта текста — построения смысловой структуры текстового сообщения, — резюмирование и конспектирования текста, — ответы на вопросы, — решение задач и установления диалогической взаимодействия с текстом. Программа формирования умений обрабатывать текстовую информацию студентами должна включать следующие этапы: 1. Постановка перед студентами основных учебных задач и обеспечения процесса восприятия ими этих задач. 2. Отработка студентов умений информационно-познавательного и смыслового обработки текста. 3. Обеспечение использования студентами в процессе учебной деятельности приобретенных умений информационно-познавательного и смыслового обработки текста. 4. Определение уровня сформированности умений обрабатывать печатный источник и влияния данных умений на эффективность усвоения учебного материала. В связи с вышесказанным заметим, что смысл текста — это не простая сумма смыслов всех его частей. Например, сумма смыслов теоретической, фактологической и рефлексивной информации не создает общего смысла сообщения. Лишь на основе сложной умственной деятельности студент может синтезировать смысл всего текста и получить в итоге новое знание. Литература

  1. Выходцева А. А. Особенности обработки учебных текстов студентами высших педагогических учебных заведений // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Костюка АПН Украины / Под ред. Максименко С. Д. — К .: 2004, т. VI, В.5. — С.63-72.
  2. Выходцева А. А. Этапы усвоения учебного материала (на примере учебного текста) // Психология в XXI веке: перспективы развития: Материалы Костюкивських чтений. — Т.1. — К .: Миллениум, 2003. С.65-68.
  3. Изюмов С. А., Чмыхова Е. В. Влияние индивидуально-психологических особенностей на обучаемость студентов // Инновации в образовании. — 2001. — № 2. — С.54-63.
  4. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М .: Смысл, 2003. 286с.
  5. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. — М .: Академия, 2002. — 352с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М .: Учпедгиз, 1946. -702с.
  7. Чепелева Н. В. Психология чтения текста студентами вузов. — М .: Просвещение, 1990. — 96с.
  8. Чепелева Н. В. Понимание и интерпретация письменного уведомления // Украинская психология: современный потенциал. Материли четвертых Костюкивських чтений. — К., 1996. — Т. Ш. — С.290-292.