Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества часть 3

Проблема готовности к педагогической деятельности нашла свое развитие в последние десятилетия и нашла отражение в психологических (Г. А. Балл, Г. С. Костюк, А. И. Кульчицкая, П. С. Перепелица, А. В. Проскура, О. К. Тихомиров) и педагогических (В. И. Данильчук, Л. В. Кондрашова, Н. В. Кузьмина, З. С. Левчук, В. А. Моляко, В. А. Сластенин и другие) исследованиях. В процессе исследования формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной творчества З. С. Левчук связала генезис понятия «готовность к педагогическому творчеству» с развитием и обогащением понятия «психологическая готовность к труду», которое определяется как устойчивый (в результате соответствующей психологической подготовки или психологической мобилизации в настоящее время) психическое состояние, обусловленное наличием потребности в труде. Исследователь отмечает, что сущность подготовки студента к педагогическому творчеству определяется противоречиями, которые возникают как в педагогике, так и во внутреннем мире студентов. Поэтому З. С. Левчук определяет готовность будущего учителя к педагогическому творчеству как способность к творческой педагогической деятельности, ориентированной на профессиональную творчество и сочетает в себе потребность и способность учителя реализовывать свои силы и возможности в интересах воспитания личности ученика и личностной самореализации. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и понимания исследователями понятие «педагогическое творчество» позволяет сделать определенные обобщения относительно понятия «готовность будущего педагога к педагогическому творчеству».
индивидуальный пошив костюмов

По А. К. Марковой в узком смысле — это готовность к новаторству, готовность к поиску и нахождения принципиально новых, ранее отсутствовавших и не отраженных в литературе задач, средств и приемов деятельности (локальных — касающихся отдельных методов и форм или системных — тех, что ведут к осознание новых, высокоэффективных систем обучения и воспитания). В широком смысле «готовность к педагогическому творчеству» — это способность к открытию уже известного в науке и практической деятельности сочетание методов, приемов и условий их использования, которая возникает в результате сформированности дивергентного мышления. По М. М. Поташником, готовность будущего учителя к педагогическому творчеству — это готовность к деятельности, в результате которой рождается несколько качественно новое, имеет черты неповторяемости, оригинальности и общеисторической уникальности. По В. А. Кан-Калика, готовность к педагогическому творчеству — это готовность к деятельности, направленной на постоянное решение бесконечного ряда учебно-воспитательных задач при частой смене обстоятельств. При такой деятельности педагогом разрабатываются и воплощаются в процесс общения с детьми оптимальные, органические методы и приемы творческого взаимодействия. По В. С. Шубинского, готовность к педагогическому творчеству — это способность учителя к выявлению закономерностей формирования личности и создание условий для ее оптимального развития в учебно-воспитательном процессе. На основании анализа психолого-педагогической литературы готовность будущего учителя к педагогическому творчеству мы рассматриваем как его потенциальную способность к осуществлению творческой педагогической деятельности, формируется в процессе специально организованной профессиональной подготовки и обусловлена уровнем развития профессиональных и личностных качеств будущего учителя , которые способствуют успешной творческой педагогической деятельности. При таких условиях, формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству рассматривается как процесс создания в учебно-воспитательном процессе вуза педагогического заведения таких психолого-педагогических условий, способствующих активному усвоению теоретических знаний и практических умений по основам педагогического творчества в процессе личностно ориентированной развивающей взаимодействия в системе «преподаватель-студент», развития творческих личностных качеств будущего учителя. 3. Компоненты готовности будущего учителя к педагогическому творчеству Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволяет сделать вывод, что основными компонентами готовности к творческой профессиональной деятельности считаются: знание о предмете и способы творческой деятельности; практические умения и навыки по ее выполнению; развитие мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств специалиста. М. М. Поташник утверждает, что компонентами творческой деятельности учителя, особенно, если он новатор, является постоянный поиск оптимального дидактического, воспитательного и методического руководства и других педагогических решений, при котором есть очень большая установка на поиск наиболее эффективных подходов и осуществляется постоянное развитие культуры общения. Таким образом, готовность будущего учителя к педагогическому творчеству характеризуют не только профессиональные знания и умения, но и социальная активность, которую он проявляет в реализации наиболее эффективных и целесообразных форм взаимодействия с воспитанниками. Одним из компонентов профессиональной подготовки будущего учителя к педагогическому творчеству, по мнению С. А. Сысоевой, является овладение будущими учителями умением обеспечивать креативную направленность каждого учебного предмета и воспитательного мероприятия (то есть направлять их на развитие творческих возможностей ребенка). Поэтому будущие учителя должны уметь создавать такие программы по предмету и учебно-воспитательные планы, которые будут способствовать детальному, углубленному изучению наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют учебные знания со структурами мышления; научиться осуществлять такое творческое преподавания учебного предмета, которое обеспечит усвоение базовых знаний, умений и навыков и будет обеспечивать развитие продуктивного мышления, а также формирование навыков его практического применения, будет способствовать переосмыслению полученных знаний и генерированию новых идей; овладеть умением обеспечивать такую организацию учебно-воспитательного процесса, будет сочетаться с возможностью учеников самостоятельно получать новую информацию, развитием умений самостоятельного приобретения знаний, будет способствовать формированию у них стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитания и самосовершенствования; уметь поощрять инициативу и самостоятельность в процессе обучения, воспитания и развития; научиться создавать атмосферу психологической свободы и независимости, но вместе с этим чтобы сохранялись взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь (если этого требуют обстоятельства); научиться создавать условия, которые благоприятны для развития сознания и самосознания учащихся, понимание ими взаимосвязей, взаимозависимостей с другими людьми, природой, культурой и т. д.; овладеть умениями упражнения и тренировки тех личностных качеств и задатков, способствующие дальнейшему развитию творческой личности учащихся. На основании анализа психолого-педагогической литературы мы считаем, что личностные качества будущего учителя играют ведущую роль в реализации процесса формирования готовности студента университета к педагогическому творчеству. Именно этот факт, как отмечает значительное количество исследователей, влияет на уровень теоретической и практической готовности будущего учителя к педагогическому творчеству. М. В. Гамезо отмечает, что главным показателем творческой личности, ее существенным признаком считается наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и является условием для ее успешного выполнения. Исследователь считает, что творческие способности не существуют как специфические образования, а являются производными от психофизических качеств личности и связанные со специальными способностями к определенным творческих видов деятельности. Они проявляются в создании новых, оригинальных продуктов и поиска новых средств деятельности личности. М. В. Гамезо утверждает, что уровень развития творческих способностей, зависит от качества имеющихся знаний, умений и навыков и степени их объединение в единое целое; от природных задатков человека и качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности; от большего или меньшего «тренировки» самых мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психофизиологических процессов.