Активное слушание

Активное слушание • Навыки слушания. • Навыки исследования • Навыки действий • Резюме • Психологический тренинг активного слушания Активное слушание представляет собой не просто средство, методику или технику, но и является принципом работы многих консультантов. Суть активного слушания заключается в том, что психолог специально уделяет больше внимания вербальным сообщением клиента, делает как этажное, так и более глубинную смысловую интерпретацию происходящего. Затем формулирует ответ, который отражает достаточно глубокий уровень понимания переживаний клиента. Навыки активного слушания важны и относятся к наиболее сложным. Вместе с тем, мы можем выделить несколько общих способов, позволяющих консультанту начинающему использовать их в своей работе: 1. Слушать и слышать. Наиболее общий метод, который состоит в том, что консультант очень внимательно слушает клиента и пытается понять его чувства, а затем сообщает о том, что он понял. 2. Не осуждать и не оценивать. Консультант не просто воспринимает слова клиента, он понимает его чувства и принимает без критики и оценок. 3. Не отвлекаться и не прерывать. Все внимание психолога должно быть сосредоточено на личности клиента, его рассказы, мыслях, переживаниях. Консультант не должен отвлекаться на внутренние или внешние стимулы. 4. Не забегать вперёд в осмыслении разговора.
Здесь вы сможете узнать подробности событий вокруг Фалуньгун в России и мире. На этом сайте можно познакомиться с личными впечатлениями тех кто выбрал для себя систему совершенствования Фалунь Дафа.

Консультанту не обязательно отвечать сразу, лучше дать себе время подумать, чтобы избежать этажности ответы. 5. Выбрать актуальные темы и отображать их содержание. Из всех тем, что предлагаются клиентом, необходимо отобрать актуальны и значимы. Переходить к новой теме только после завершения работы с предыдущей. Периодически повторять клиенту суть его сообщений, чтобы он мог почувствовать, что его поняли, а консультант смог проверить адекватность своего понимания. Активное слушание позволяет клиенту получить поддержку от консультанта и объективно посмотреть на ситуацию. Этот прием дает возможность клиенту исследовать и осознавать свои переживания, освободиться от напряжения и от чувств, которые его угнетают. Как видим, активное слушание — это эффективное средство психотерапевтического воздействия (вмешательства), который помогает клиенту достичь конструктивных изменений. Психотерапевтическое вмешательство — это определенный вид реакций консультанта, направленный на достижение промежуточных и конечных задач психологического консультирования. Предлагаем рассмотреть типологию общих навыков психотерапевтического воздействия (или микротехники активного слушания), которые используются большинством консультантов и терапевтов при индивидуального консультирования, независимо от их теоретической ориентации. Можно выделить три группы таких навыков: слушания, исследования и действия. Навыки слушания Одной из самых сложных профессиональных навыков психолога-консультанта является его умение слушать клиента: слушать и слышать, что говорит клиент, и то, что он говорит, понять и принять, не осуждая и не оценивая. Сделать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Проверенными средствами поддержания контакта с клиентом и демонстрации вашего к нему интереса есть навыки слушания 1. Пассивное слушание, положительные поощрения, минимальные поощрительные стимулы направлены на поддержку изложения клиентом его истории и обеспечение спокойного течения беседы. Эти стимулы бывают как невербальными (кивки, доброжелательный и заинтересованный выражение лица, открытые жесты и т. д.), так и вербальными (фразы типа «да-да», «обычно», «я слушаю»). 2. Простое повторение ключевых слов или фраз, которые произносит клиент. «Простое» дословное повторение направлено прежде всего на уточнение сказанного и в поддержку монолога клиента. Этот прием можно использовать для того, чтобы выиграть время, что позволяет сформулировать более пригодную ответ. Рассмотрим повторения ключевых слов на примере: Клиентка: Моя проблема — это мой 13-летний сын. Слава последнее время стал очень трудным ребенком: он пропускает занятия в школе, обманывает, хамит. У меня такое впечатление, что он постоянно что-то от меня скрывает, что-то недоговаривает ... Консультант ... постоянно ?, от вас скрывает ?, недоговаривает? Вместе с тем необходимо помнить, что в нашей культуре больше ценится передача мысли собеседника своими словами, чем дословное повторение, что может вызвать удивление или даже раздражение. Еще одним «недостатком» повторения является то, что оно отражает стереотипы и избирательности внимания психолога и в определенной степени может подсказать клиенту тему для продолжения разговора. Поэтому время от времени консультанту необходимо сверять собственное понимание ситуации с тем, как ее понимает клиент. 3. Перефразирование (переформулирование) уведомления клиента — прием, который використовуваеться для уточнения содержания сообщения или для того, чтобы акцентировать внимание клиента на определенном моменте. С этой целью психолог повторяет некоторые из последних высказываний клиента, используя синонимы к его словам и добавляя собственную фразу. Перефразирование включает в себя элементы интерпретации, что в ряде случаев может быть весьма успешной, а в других — восприниматься негативно. Перефразирование особенно полезно тогда, когда клиента переполняют эмоции, и совсем непродуктивно, если используется монотонно, механически. Еще раз вернемся к последнему примеру: Клиентка: Моя проблема — это мой 13-летний сын. Слава последнее время стал очень трудным ребенком: он пропускает занятия в школе, обманывает, хамит. У меня такое впечатление, что он постоянно что-то от меня скрывает, что-то недоговаривает ... Консультант: Вас беспокоит именно то, что сын что-то скрывает от вас, недоговаривает? Эта фраза психолога отражает не только содержание высказывания клиентки, но и демонстрирует нам еще один прием — отражение очевидного: консультант понятным словом выражает чувства или отношения клиента, которые были очевидны в его поведении, но до этого момента только имелись в виду, а не выражались открыто. Этот прием особенно полезно использовать «с теми клиентами, с трудом осознают собственные эмоции или взгляды». 4. Прояснения — возврат клиенту сути когнитивного содержания его высказывания в более сжатой и понятной форме. Этот прием, с одной стороны, является проверкой правильности понимания консультантом сообщения клиента и поощрением к дальнейшему развитию той же темы, с другой — способствует более четкому пониманию самим клиентом собственного внутреннего мира, а также своих взаимодействий с внешним миром.