Ведущие факторы развития социального потенциала личности

Ведущие факторы развития социального потенциала личности Проявления социальной одаренности является результатом функционирования определенных психологических структур, присущих личности — их носителю. Качество и уровень развития этих структур определяют социальную эффективность человека. Такой ансамбль способностей сегодня имеет широкий диапазон определений. Это вызвано своеобразием исследовательской парадигмы, с позиции которой тот или иной ученый стремится приблизиться к определению социальной одаренности. Используются, в частности, такие термины, как социальный талант (Н. Левитов, 1928), социальный интеллект (Т. Хант, Эд. Торндайк, 1928, Дж Гилфорд, 1943), организационные способности (Л. Уманский, 1980), лидерская одаренность (А. Матюшкин, А. Яковлева, 1988), социальные способности (Л. Попова, 1992), коммуникативная компетентность (А. Бодалев , 1992), социальная компетентность (Л. Петровская, 1996), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон, 1996), синтезированный интеллект (П. Болтс и др., 1987 — 1996). Такие психологические конструкты тесно коррелируют в своих эмпирических проявлениях с легкостью установки и высоким качеством поддержания мижособистистних контактов. В то же время каждое из них имеет соответствующий диапазон научно-теоретического обеспечения (сравним объем понятий „ социальный талант «и „ организационные способности»). Очевидно, все они с разным приближением является конкретизируя разновидностями родового понятия „ социальная одаренность ". Анализ научно-психологических наработок Для понятия социальной одаренности сегодня существует по меньшей мере три варианта толкования — обще, социально и дифференциально-психологический. С одной стороны, этим термином в отечественной психологии (особенно в XIX и в начале ХХ века) сказывалась определенная совокупность способностей человека, которые, в целом, обеспечивают эффективность ее социальной жизнедеятельности (А. Вессель, 1863, А. Лазурский, 1922).
вышивка бисером полная зашивка

Это, так сказать, крайне широкое понимание этой категории. С позиции дифференциально-психологического подхода такого рода одаренность является высокоразвитым потенциалом соответствующих способностей человека как субъекта активности, неповторимым сочетанием только ей присущих свойств, которые позволяют лицу-носителю достигать значительных результатов деятельности в социальной сфере общественного производства (Б. Теплов, 1941, Б . Федоришин, 1982, Е. Климов, 1999). С социально-психологической точки зрения, социальная одаренность определяется как жизненно стилевая характеристика, отражает способность человека к эффективного вхождения в сообщество и продуктивного управления группой людей разного уровня обобщенности. Потенциал таких свойств обеспечивает лице самореализацию через общение с другими людьми и через влияние на них (А. Петровский, 1984, Е. Головаха, 1987, Ю. Швалб, 2004). Методологическая позиция автора По нашему мнению, различные подходы следует рассматривать как взаимосвязанные по критерию „ общее — особенное — конкретное ", что позволяет установить соотношение всех трех точек зрения. При таком видении разница между ними становится, по сути, не першкодою, а основанием для теоретического анализа и дальнейшего обобщения, непременно возникает при дедуктивном переходе от общего (общепсихологических модель социальных способностей, ориентированная на производительность определенного типа человеческой активности) из-за особого (теоретическая социально психологическая модель способностей человека к деятельности, направленной на установление, поддержание и развитие групповых процессов) к конкретному (дифференциально-психологическая модель социальных способностей конкретной экстраординарной личности, которые позволяют ей занимать лидирующие позиции в социальной жизни, в контексте оценки вклада такого лица в развитие общества ). Отталкиваясь от общепризнанного понимания одаренности как своеобразного ансамбля способностей, присущих личности соответствующего состава, обуславливающих ее успехи в определенной области деятельности, мы, в приближении к комплексному анализу системы социальных способностей, предполагаем, что социально одаренный человек — это адекватный объект научного анализа такого потенциала, поскольку она несет в себе всю совокупность развитых механизмов, которые обеспечивают соответствующий результат. С общепсихологической точки зрения, такой человек имеет устойчивую потребность и значительный действенный потенциал для осуществления активных преобразований в социальной среде. Объектом этих преобразований может быть как конкретная личность (другой человек или сам субъект активности), так и некая общность (от семьи или круга друзей — к государству и человечества в целом). Критерием социальной одаренности, если исходить из этих позиций, является количественно-качественная экстраординарность результатов активности таких лиц, а также глубина и продолжительность положительных преобразований в объектах их влияния. Наше понимание структуры социальных способностей, основанием для которого стали результаты проведенной в 1996 — 2004 годах теоретико-аналитической и эмпирически-исследовательской работы, исходит из позиции представления о существовании различных парадигм их исследования. В рамках общепсихологическую трактовка способностей такова функционально-операционально-регуляционные парадигма, которая рассматривает любые способности как свойства функциональной системы человеческой психики, реализует отдельные психические функции (Б. Теплов, С. Рубинштейн, В. Шадриков). Социально-психологический подход к анализу социальных способностей предполагает их рассмотрение как неотъемлемых характеристик социального индивида в системе интра- , интер — и метаиндивидних координат его существования. При этом он мыслится субъектом общественной и индивидуальной жизнедеятельности. Такие социальные образования взаимосвязаны и активно взаимодействуют (А. Петровский, Г. Андреева, М. Корнев). Ниже, в таблице 1, представлены варианты авторского видения структурного строения системы социальных способностей человека с точки зрения обеих методологических диспозиций. Отметим, что первая общепсихологических модель, представленная в таблице 1, реализует блочно-иерархический принцип создания структурной конструкции способностей как свойств человеческой психики. Сама же психика здесь понимается как единая функциональная система обеспечения социальной жизнедеятельности человека. Анализ такой модели целесообразно начинать с рассмотрения базового уровня реализации способностей, представленного функциональными механизмами психики (познавательными и эмоциональными процессами, которые, обеспечивая реализацию социального поведения и коммуникативной активности человеческого индивида, отражают, в свою очередь, особенности работы его центральной нервной системы как носителя психического) . Далее необходимо перейти к рассмотрению операционных механизмов, которые возникают в онтогенезе как социально-онтогенетически обусловлены надстройки указанных процессов в ходе их прижизненного „ созревания ", окультуривания в социальной среде и интеграции в новые, более сложные конструкции — в соответствии с требованиями определенной социальной деятельности, к которой привлекается личность как субъект ее осуществления. После этого следует рассмотреть и личностно-регуляционные конструкты высшего уровня, благодаря которым система социальных способностей приобретает целостного содержания, а их реализация — действительно субъектного, внутришньоскоординованого характера. Таблица 1 Структура социальных способностей человека (функционально-операционально-регуляционные парадигма)

Регулятивные механизмы Мировоззренческие чувства, в том числе чувство ответственности Личностные еталонияк принципы или сознательные диспозиции собственного общественного существования социально зрелого человека Жизненные стратегии поведения как переживания внутренней управляемости своего существования в направлении реализации отрефлектированного ценностей жизни, принципов социальной жизнедеятельности Способности организовать других людей для достижения индивидуально ценных социально важливихцилей
Факторы развития и оптимального функционирования Социально политические и социально-экономические условия жизни, которые позволяют личности самореализовываться в социуме; интерес личности к событиям социальной жизни, активная социальная позиция
Операционные механизмы Потенциал адекватного восприятия, отражения, трансформации эмоциональных компонентов сознания (аттракция, эмпатия, эмоциональная идентификация, формирование социально производительных установок личности, доброжелательного отношения к людям) Языковой потенциал как универсальный носитель осознанного арсенала когнитивных и эмоциональных значений как эталонов человеческой активности (основа само и личностной рефлексии, каузальной атрибуции, способности к категоризации, интерпретации, децентрации) Социально-когнитивный потенциал как способность человека к адекватного осознания, восприятия и трансформации когнитивной и некогнитивное информации социального содержания (личностная рефлексия, каузальная атрибуция, способность к децентрации и сострадания) Социально-конативный потенциал совокупность социально компетентных социокультурно обусловленных умений и навыков эффективного поведения в ситуациях общения, гибкая способность к конгруэнтности во взаимодействии с различными людьми
Факторы развития и оптимального функционирования Реализация социальным окружением фасилитативних установок во взаимодействии с ребенком как ведущего отношение к ней; становление о социальной направленности ребенка как носителя социальных способностей
Функциональные механизмы Интегративные системы когнитивно-эмоциональной активности психики, которые обеспечивают общение и социальное поведение
Факторы развития и оптимального функционирования Работоспособность, активованисть, пластичность, реактивность ЦНС как первичного соматического носителя психического; функциональное созревание познавательных и эмоциональных процессов