М. ганг — автор работ о сексуальном поведении прибегает к историко-психологической разведки

Реферат На тему: М. Ганг : автор работ о сексуальном поведении прибегает к историко-психологической разведки. Мортон Ганг — автор «Истории психологии» (1994), ученый широкого профиля — имел возможность опереть своего историко-психологическую разведку на многосторонние культурные достижения истории человечества. Кроме того, его перу принадлежат труды. «Натуральная история любви», «Мир внутри: новая наука исследует человеческий ум», «Сексуальное поведение н 1970-х годах», «Опыт развод в браке». «История психологии» Ганга делится на три части, «донаучная психология», «создатели новой науки», «продолжатели и специалисты». Названия трех частей достаточно условные, не хватает единой основы разделения. Это по сути старая периодизация, которая выражает сциентистский принцип, нечто похожее на то, как возрастная психология устанавливает свою периодизацию: вместо научного принципа провозглашается «школьный» (дошкольный возраст, предшкольного, школьный, послешкольного и т. д.). к научной психология, по Гангом, находится в длительном сне и просыпается от него усилиями «физикалистив» — Месмера, Галля, Мюллера, Вебера, Гельмгольца, Фехнера.
http://adelmsk.ru
Как первый среди равных возникает В. Вундт, а «вопреки его воле» появляется В. Джемса. Фрейд толкуется как исследователь «глубин». Автор ставит вопрос, является динамическая психология, психология глубин в целом научной, и отвечает: Фрейд отмечал, что он не великий человек, а сделал только значительное открытие (колумбова заслуга — открытие нового мира, мира бессознательного). Ганг исправляет Фрейда: «он сделал великое открытие — ведь только великий человек мог это сделать». Психология на почве измерений представлена Ф. Гальтопом, А. Бине. Раскрывается тестовая мания, указывается на контроверсии IQ (интеллектуального коэффициента). Бихевиористы дают новые ответы на старые вопросы. Два ученых — Э. Торндайк и И. Паелов — открывают основные законы бихевиоризма. Дж. Вотсон квалифицируется как Мистер Бихевиоризм. Говорится о триумфальном продвижение этого направления. Ф. Галл и Б. Скиннер представлены как два больших необихевиористы. Однако завершается второй раздел довольно печальным приговором: упадок и гибель. (Decline and Fall). Гештальттеория представлена в двух цветах: указано неудачи и успехи. Третья часть работы Ганга показывает «раскол» психологии, который заключается в том, что направления, связанные с толкованием психики в целом, отодвигаются в сторону, а психология прибегает к изучению отдельных — старых, известных — проблем несколько в новом толковании. Это прежде всего проблема личности, ее фундаментальной единства, развития, в частности социального, когнитивного. Это также проблема перцепции, мотивации и эмоций. Отдельно оцениваются когаитивисты, психотерапевты, в частности динамическая психотерапия, бихевиоральная, когнитивная. Специально указано характер практического применения психологии, указано также на ложные пути такого применения. В заключительном разделе дается характеристика «психологии сегодня»: это и портрет психолога, и портрет психологии как науки. Вместе с тем ее связи с политикой, а главное — раскол (schism) на направления, в частности на психологию академической научной и клинико-практическую. В параграфе «Психология и политика» указывается, что одна шестая «докторальних ученых» в США является психологами. Психологические знания квалифицируются как жизненно важные для успешного функционирования школы, индустрии, психиатрических больниц, в военном деле. Замечено, что основательные исследования в психологии не могут находиться на самосодержание, а должны иметь широкую поддержку федерального правительства. Ганг приводит сумму, которая реально используется для функционирования психологии, — меньше 500 млн. долларов в год. В общем работа Ганга не имеет спекулятивной основы, развернутого теоретического базиса. Есть именно story, а не история, то есть свободный рассказ о тех или иных событиях в истории психологии. Дух психологии на рубеже XX и XXI веков, замечает Ганг, будто умирает. История психологии — итог самой психологии — мол, дает тому утверждению основание. Что делать психологи в XXI веке, если они еще будут существовать? Идея становления психологических знаний оказалась в определенной степени потусторонней для некоторых историков психологии. Они либо строят объяснительные антиномии (целое — часть, кирпичик — раствор, динамизм — структурализм и другие противопоставления), в которых или совсем нет объяснения исторического становления психологических знаний, или вылавливают какие категории, оторванные от определенной системы, и это считается освоением исторического развития психологии. Такое замирание идей методологического смысла, с одной стороны, является, пожалуй, истощением историко-психологической мысли, а с другой, это похоже на ожидания глобальных инсайтних находок на период вызревания фундаментальных идей (incubation, как отмечают психологи, исследующие творческий процесс). Итог надо сделать. Но трудности, с которыми сталкивается историк науки, связанные с бешеным практицизмом, что имеет воодушевление от доверия пациентов к тем психологов, которые и сами не имеют за душой никакой уверенности в том, что и как они исследуют, что и для чего получают. Будет начало XXI века определенным шагом вперед в решении основных вопросов психологии? Поживем — увидим. Литература.

  1. Абаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Санкт-Петербург, 1998.
  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва, 1994.
  4. Вгтдепъбанд В. О Сократ // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т.1.
  5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Москва, 1998.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  7. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т. 1.
  8. Ортега-и-Гассет X. дегуманизацией искусства. Москва. 1990
  9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Москва. 1997.
  10. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904.
  11. Риккерт Г. Философия истории. Санкт-Петербург, 1908
  12. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. 1914. Вып.1. Т.1.
  13. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991.