Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики) часть 5

Объем, продолжительность и прочность запоминания и сохранения изученного в памяти зависит от многих факторов, в уже указывалось ранее. Но забывания, как противоположное сохранения массы, — закономерным процессом. Классические исследования Эббингауза, которые не потеряли своей актуальности, показывают, что при заучивании бессмысленных слогов уже через час после заучивания в памяти остается только 44% материала, а через двое суток 23%. Исследование забывания стихов показало примерно такую же закономерность: в первый день забывается 23% материала (данные Бореаса). При увеличении объема содержательного материала, запоминается, его забывания дает такую же картину, как и забывания бессмысленного материала.
Максим заказ такси

Для того, чтобы предотвратить быстрого забывания и достичь лучшего сохранения учебного материала в памяти, его необходимо повторять, особенно тогда, когда материал еще не забылся. Забывание зависит от многих факторов. Одним из которых является количество материала, которое нужно запомнить. Исследование Е. И. Соколова показали, что сохранение в памяти количества материала после определенного времени находится в обратной пропорциональности к объему материала. Забывание это не только уменьшение в памяти количества материала, но и воспроизводимый материал только схематично, поверхностно напоминает начальный. Успешному запоминанию способствует наличие у студента мотивов запоминания, как внутренних побудительных сил, познавательного интереса, осознание важности и необходимости знаний, чувства ответственности. Хорошее запоминания зависит также от умения сравнивать то, что запоминается, с уже известными знаниями, сравнение, систематизация и отнесения материала к родовой или видовой группы знаний, выделение смысловых его единиц и частей, составление плана , суждения о содержании того, что запоминается, анализа материала и синтезирования, нахождение ему места в практической деятельности. М. Н. Шардакова показал, что заучивание бывает успешным, если оно проводится не по частям, а в целом, вероятно, если материал небольшой по своему объему. Большой материал в этих целях делят на логически завершенные части. Изучение в целом способствует содержательном объединению частей изучаемого, их взаимосвязи. Но при заучивании в целом середина запоминается хуже, чем начало и конец. Об этом нужно помнить и при повторении больше внимания уделять на те части материала, которые хуже запоминаются. Запоминание и воспроизведение словесного материала бывает более успешным, если оно опосредуется есть создаются для него опорные пункты. Опорными пунктами могут быть изображения предметов, схем, таблиц, сигнальные обозначения, средства наглядности. Как показали исследования А. Н. Леонтьева, усреднения гораздо улучшает запоминание и воспроизведение. Средством опосредования может быть и слово. Словесное опосредование представляет собой создание содержательной ассоциации, в которой проявляются существенные связи и отношения предметов. Взрослые лучше запоминают словесный материал в тех случаях, когда он опосредуется опытом. А. Н. Леонтьев указывал, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков, которые превращаются во внутреннюю опосредования. Учебный материал может запоминаться и самопроизвольно, то есть тогда, когда человек не ставит перед собой специальной мнемонической задачи (задачи запоминать) Как доказано исследованием П. И. Зинченко непроизвольное запоминание бывает достаточно продуктивным в том случае, если материал вплетается в учебную деятельность. Математические, физические, химические формулы, используемые при расчетах, лабораторных анализах и других практических действиях, успешно запоминаются. Поэтому больше внимания надо уделять практическим занятиям по высшей математике. В воспроизведении различают опознания, упоминание и припоминания. Опознания требует повторного восприятия материала. В материале, воспринимается повторно узнается то, что воспринималось раньше. Опознание — мало продуктивный вид воспроизведения материала в памяти. Под влиянием самовнушения в воспринимаемом материале по какому-нибудь не специфическим признаком узнается предмет, которого мы раньше не воспринимали. Таки ошибки памяти бывают особенно часто тогда, когда материал запомнился не достаточно. Упоминание и припоминания более специфические виды памяти. Для них характерно воспроизведения в памяти образов представления, движений, мыслей и эмоций в зависимости от того, какой вид памяти активизированы образная память, память на движения, словесно-логическая, или эмоциональная память. Наиболее продуктивным видом воспроизведения является припоминание. Оно, как сознательный, целенаправленный процесс, требует напряжения воли, осознания системы знаний, к которой относится то, что вспоминается, отнесение к определенному месту и времени, установки опорных функций, составление плана припоминания. В деятельности памяти важную роль играет организованность личности, ее стремление запоминать и воспроизводить, переживания успехов и ошибок памяти. Такие переживания являются движущей силой в работе нашей памяти. Сознательное овладение процессами — запоминание, сохранение и воспроизведение — является важной основой глубины и устойчивости полученных в процессе обучения знаний. С целью улучшения памяти иногда используют различные мнемотехнические приемы, а в последнее время стали использовать гипнопедични приемы, то есть заучивание во сне. 4.Понимание, мышления и их роль в усвоении знаний На всех этапах обучения понимание учебного материала является основным условием его усвоения. Продуктивное прослушивания лекции, чтения книг или выполнения практических задач без понимания их содержания невозможно. Понимание — это активная умственная деятельность в которой раскрываются закономерные связи и отношения между предметами и явлениями действительности, познается их сущность, конкретизируются понятия. Неизменной признаком понимания является возникновение вопросов, недоумений, возражений. Это потому, говорит К. А. Славская, что понимание — творческий процесс — умственное воспроизведения, воспроизведения услышанного, прочитанного, перевод того, что мы узнаем, на язык наших собственных интересов, проблем, понятий. Поэтому, как вы не хотите, чтобы прочитанные вами книги забылись, изученное в школе, институте осталось лежать мертвым грузом, развивайте ваше мышление. Это значит — не воспринимать все как будто безусловное, уметь задавать вопросы себе и окружающим, искать в вещах и положениях противоречия, трудности, уметь мысленно воспроизводить проблему, ситуацию, уметь предвидеть, мыслить на один — два, а на три — четыре шага вперед , уметь строить «к одному знаменателю» противоречивые, несоответствующие обстоятельства. Мышление — это высшая познавательный психический процесс, в котором раскрываются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений объективной действительности. В отличие от ощущений и восприятия, то есть непосредственного чувственного познания мира, мышления является не прямым, сложным опосредствованием, обобщенным отражением действительности. Имея своей основой ощущение, мышление переходит его границы и позволяет получить знания о таких свойствах, процессы, связи и отношения объективной действительности, которые не могут быть воспринимаемыми органами чувств.