Психологический тренинг «самопознания и саморегуляция» для будущих практических психологов

3.Руководитель тренинговой группы Основная задача в течение тренинга, и особенно на первых занятиях — создание условий, необходимых для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. Позиция консультанта-тренера, его стиль (авторитарный, либеральный, демократический) и методы работы с группой не могут быть все время в течение проведения тренинга однообразными. В то же время, исследователи определяют определенный перечень личностных качеств, которыми должен обладать тренер. По И. В.Вачковим в такой перечень включается: концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собственных взглядов и суждений, гибкость, терпение; эмпатийность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; аутентичность поведения, то есть способность демонстрировать группе настоящие эмоции, переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способность участников к изменениям и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных потребностей, мотивов. богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта. Создание доверительной атмосферы и поддержки способствует готовности и способности руководителя к эмпатии. Эмпатия может быть определена как способность поставить себя на место другого. Использование эмпатии не является самоцелью руководителя, она ему необходима, чтобы не только чувствовать членов группы, но и демонстрировать им, что их понимают.
Доска объявлений

Для того, чтобы наладить отношения, которые способствуют возможности влияния на другого человека путем эмпатии, руководителю тренинга следует выявить в общении такие аспекты взаимоотношений, как положительное отношение, уважение, искренность, позиция не оценивания, непосредственность и конгруэнтность. Таким образом, эффективность групповой работы часто определяется не только профессиональной подготовкой тренера, а чертами его личности. Многие авторы (И. Ялом, Л. Петровська, С. Кратохвил, К. Рудестам, Т. Яценко, И. Вачков) придают большое значение исследованию стилей поведения, функций и ролей руководителей групп. По мнению Рудестама психотерапевт может выступать в 4-роьх ролях (функциях): Во-первых, эксперта. Тренер в любой момент существования группы имеет возможность прокомментировать один или несколько процессов (это может быть комментарий по поводу отдельных поведенческих актов, или более сложные рассуждения о намерениях и мотивах).Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение отражается на других. Однако, если руководитель слишком увлекается предоставлением информации, ответами на вопросы и вообще своей ролью эксперта, группа становится похожей на учебный класс. В качестве катализатора руководитель группы содействует развитию событий в ней самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к действиям и обращает его внимание на чувства и заботы ее членов. Руководитель в данном случае использует свое мастерство, чтобы помочь членам группы увидеть и понять, что происходит в группе. Здесь требуется специфические поведенческие навыки, включая откровенную, теплую и сочувственное манеру общения. Руководитель группы — это еще и аранжировщик поведения ее членов. В этой роли он пытается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией и помочь группе в решении ее проблем и в достижении целей, это включает умение предупреждать недопустимое поведение участников, выразить пределы допустимого поведения, защитить участников группы от необоснованных нападок со стороны других ее участников, а также определять взносы отдельных участников в работу группы. Руководитель группы может играть роль образцового участника. В зависимости от формы работы с группой руководитель может занимать позицию как активного участника, так и аутсайдера. Активное участие руководителя в группе помогает ее членам почувствовать уважение к себе и заботу. Если участие руководителя и открытость были спонтанными и настоящими, они могут служить примером высокого уровня межличностного функционирования, на котором другие члены группы могут учиться. Умение руководителя быть понятным, открытым, заботливым и эффективным в своих действиях содействует выработке полезных навыков у членов группы. По мнению И. Ялома, руководитель может выступать в двух основных ролях: 1) технического эксперта (комментирует процессы, которые происходят в группе, акты поведения отдельных членов, предоставляет информацию, которая помогает группе двигаться в нужном направлении) .2) эталонного участника (демонстрирует желаемый и целесообразен образец поведения, усиливает динамику социального научения через достижение групповой независимости и сплоченности) Итак, во время тренинга роль руководителя заключается в том, чтобы задать, а потом подкрепить необходимые нормы группового общения. Быть руководителем в тренинговой группе, „ значит быть частично художником, частично ученым, совместить чувства и интуицию со знанием методов и концепций "(К. Рудестам). Для эффективного выполнения руководителем его функций требуется чувство времени и творческое применение широкого спектра умений и навичок.4. Профессионально ориентирован тренинг „ Самопознание и саморегуляция "Реализация программы самопознания и саморегуляции личности в процедурно-организационном плане предлагается в виде тренинговых занятий. Принципиальная схема организации тренинга соответствует самой природе развития и совершенствования самопознания: как свидетельствуют результаты исследований (П. М.Чамата, И. И.Чеснокова, М. Келеси, В. Несби), в онтогенезе самопознания развивается путем анализа своего поведения и личностных качеств на основе сопоставления их с поведением и личностными качествами других людей, а также на основе совершенных ими оценочных суждений, познания мира вещей и межличностных отношений. Оптимальное количество участников тренинговой группы -8-15. . При дальнейшем увеличении группы происходит снижение личностных вкладов участников в групповую работу, нарастает громоздкость проведения и обсуждения упражнений, уменьшается уровень эмпатийности и теплоты в внутригрупповых отношениях, увеличивается возможность непостоянства, нерегулярности посещение занятий участниками, осуществляет дестабилизирующее влияние на групповую работу. Тренинговые занятия должны проводиться регулярно. Наиболее удобное место для проведения тренингов — специально оборудованное помещение. Специфика академгруппах, где проводит тренинг, вносит некоторые коррективы в принятые процедуры: местом проведения тренинга может быть и обычная аудитория, но необходим хотя бы достаточное пространство для того, чтобы группа могла разместиться на стульях по кругу; аудитория должна быть одна и та же, иначе нестабильность места работы группы обусловит непродуктивное расходование времени на освоение пространства. При комплектовании группы надо пытаться включать студентов, имеющих тесные неформальные отношения к различным тренинговых групп: необходимость тесно взаимодействовать с малознакомыми людьми обусловливает активизацию процессов осмысления отдельных компонентов своего Я-образа, осознание необходимости самосовершенствования. Поскольку тренинги вносятся в расписание и студенты должны посещать их как и обычные занятия, — возникает и требует специального обсуждения проблема мотивации участников тренинговой группы. Предлагаемая ниже программа тренинговых занятий, направленных на совершенствование самопознания и саморегуляции, основывается на концептуальных подходах к формированию личности будущих практических психологов (В. Г.Панок, Н. В.Чепелева).В частности, один из уровней системы организации подготовки практических психологов — личностный предусматривает формирование у студентов гуманистической направленности личности, диалогичности как центрального ее компонента, способности к профессиональной идентификации и ряда профессионально — значимых качеств (Н. В.Чепелева).Анализ исследований по проблеме подготовки практических психологов показал, что можно выделить комплементарные к личности психолога качества, наличие которых обусловливает обеспечение личностного роста клиента в процессе индивидуальной и групповой работы: 1.Эмпатийность (К. Роджерс, И. Юсупов, Н. В.Чепелева); 2. Социальный интеллект (М. О.Аминов, М. В.Молоканов); 3.Диалогизм (Н. В.Чепелева); 4. Коммуникативная компетентность (Р. Кеттелла,); аутентичность (К. Роджерс); открытость, теплота (Ю. М.Емельянов) .5.Рефлексия (Н. И.Повьякель); 6. Непротиворечивая, положительная Я-концепция (Р. Мей, С. М.Хоружий); 7.Эмоциональная устойчивость (И. Юсупов).Итак, существуют веские основания для выделения в программе тренинга самопознания и саморегуляции отдельных сторон со специфическими целями и задачами, в своем сочетании должны быть направлены на познание и совершенствование студентами собственных личностных свойств и качеств, важных для профессиональной деятельности практического психолога. Одновременно предполагается, что такое построение курса тренинга может помочь решить один из аспектов проблемы мотивации студентов к участию в тренинговых занятиях, сформировать отношение к ним как к возможности профессионального совершенствования. Таким образом, участие в предлагаемой ниже системе тренинговых занятий (в ходе которых осуществляется последовательные рефлексивно-оценочные действия, направленные на репрезентацию в сознании студентов содержания образа будущей профессиональной деятельности) способствует формированию профессионального самоопределения будущих практических психологов, а программа тренинга самопознания и саморегуляции поэтому и получила название „ профессионально — ориентированной ". Основным условием эффективности тренинговых занятий, кроме устойчивой положительной мотивации ее участников, является сочетание тренинговой работы со специально организованной учебной деятельностью студентов, которая включает самодиагностику и обратная связь (в процессе выполнения психогимнастических упражнений, участия в групповых дискуссиях, ролевых играх), а также составление и реализация индивидуальных программ личностного самосовершенствования. Каждое занятие содержательно делится на 3 этапа: 1) рефлексивный. На данном этапе участникам предоставляется возможность осознать особенности своих поисковых и конструктивных действий, зафиксировать собственные трудности самопознания, обеспечивает мотивационное включения в работу группы; объективации и осознание особенностей собственных принципиально важных в будущей профессиональной деятельности личностных качеств осуществляется с помощью приемов „ дистанцирование «(выделение в качестве объектов анализа своих мыслей, впечатлений, поведения и т. д.) и „ децентрации» (благодаря выполнению задач, связанных с необходимостью реагировать на ситуацию от имени другого лица).Побуждениями к постоянному рефлексирования выступали также фиксация и четкое формулирование своих трудностей при исполнении задач, необходимость предоставлять обратную связь другим участникам группы. Активизации рефлексивных процессов способствовали также заимствованные из психодрамы приемы проведения ролевых игр — обмен ролями, „ двойники ", 2) экспериментальный или собственно учебный, связанный с овладением студентами конкретными знаниями о характеристиках определенных психологических особенностей, с развитием вкуса к экспериментированию, 3) интегрирующий, в течение которого будущие практические психологи могут результаты собственной поисково-преобразовательной активности ассимилировать в уже имеющуюся систему психологических знаний, умений и навыков. Каждое занятие обычно начинается с поздравлений участников, предоставление эмоциональной поддержки, тем кто в ней нуждается. После того, как фасилитатор определит готовность группы к работе, участникам сообщается цель и задачи текущей задачи. Выполнение каждого из запланированных мероприятий завершается ее обсуждением, о в некоторых случаях используется прием незавершенного действия, когда особенно эмоционально и интеллектуально насыщенное задача остается без рефлексивного анализа, совместного обсуждения, которые переносятся на следующее занятие с целью стимулирования творчески поисковой активности участников группы. Традиционно, в числе методических приемов выделяют такие базовые методы, как групповая дискуссия и ситуативно — ролевые игры. К вспомогательным относят психогимнастика и проективный рисунок. Групповая дискуссия коллективным обсуждением определенной проблемы, конечной целью которой является достижение единого мнения. Это совместное обсуждение любого спорного вопроса, которое позволяет изменить мнение, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. Такая форма общения позволяет сопоставить противоположные позиции. Увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции. Итак, групповой дискуссии называется такая публичная спор, целью которой является выяснение и сопоставление разных точек зрения, определение истинной мысли, нахождение правильного решения проблемы. Для активизации участников в групповой дискуссии можно использовать процедуры такого типа, как высказывания по кругу или метод эстафеты, когда каждый передает слово тому, кому считает нужным, а для выражения дается определенный промежуток времени. Распространенными методами в групповой работе, и данном профессионально ориентированном курсе есть игровые методы. Исследователи выделяют ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, деловые и др. . Игра является эффективной еще и потому, что может использоваться на разных этапах групповой динамики. На первом этапе, то есть в начале группового взаимодействия, игра способствует преодолению напряженности, раскрепощению, а следовательно, и включению участников группового взаимодействия в работу. Часто игра становится средством диагностики и самодиагностики, помогает творчески выразить свое „ Я «, преодолеть отчужденность, открыться, что является важным для достижения поставленных целям и задачам тренинга „ Самопознание и саморегуляция». В тренинге большое внимание уделяется психогимнастические упражнениям, так как в результате их использования происходят изменения в состоянии группы как целого, отдельных ее участников, а также может быть получен материал, осознание и обсуждение которого позволят продвинуться вперед и в содержательном плане. Н. Ю.Хрящева отмечает, что понятие „ психогимнастика "является условным. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных, устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и влиять преимущественно и ту или иную психологическую характеристику, могут носить более универсальный характер (Н. Ю.Хрящева). Иногда под психогимнастические упражнениями понимают только такие, которые направлены на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности. Поддерживая такое мнение, Н. Ю. Хрящева придерживается необходимости обозначения понятием „ психогимнастика "и тех упражнений, которые направлены на получение опыта, соответствует содержательной цели тренинга. Функции, которые выполняют психогимнастические упражнения таковы: функция диагностики эмоционального состояния участников группы, они позволяют ориентироваться в развитии процессов групповой динамики и стимулировать их. Кроме того, психогимнастические упражнения могут применяться для расширения представления о себе и других во время осмысления, обратной связи. По нашему мнению, их целесообразно использовать в профессионально ориентированном тренинге „ Самопознание и саморегуляция "именно потому, что содержательно психогимнастические упражнения соответствуют тем целям и задачам, которые стоят перед участниками в процессе группового взаимодействия. Таким образом, в данном тренинге используются методы, которые являются общепринятыми для групповой работы, соединяясь в различных конфигурациях, при условии соблюдения определенных правил принципов работы в группе, соответствующего уровня подготовки тренера, они обеспечивают решение всех поставленных задач. Анализ исследований по проблематике подготовки будущих практических психологов и особенностей проведения групповой формы работы позволяет говорить о существенных основания выделения в программе тренинга самопознания и саморегуляции отдельных блоков со специфическими целями и задачами, в своем сочетании должны быть направлены на познание и совершенствование студентами собственных личностных свойств и качеств, важных для профессиональной деятельности практического психолога. Так, на первом этапе работы студенты знакомятся с психологическими контекстами функционирования тренинговой группы, с правилами и возможностями тренинговых занятий. Также при этом происходит осознание необходимости совершенствования личностных профессионально важных качеств психолога. Среди других блоков групповой работы — тренинг самопознания эмпатийности. Эмпатия рассматривается как особый способ постижения другого человека, но не рациональное осмысление ее проблем, а стремление эмоционального откликаемости на них. Фактически развита у человека эмпатия — это залог успеха в тех видах деятельности, которые требуют проникновения во внутренний мир партнера по общению. Понятие «эмпатия» введено в психологию Е. Титченером, объединивший философские идеи о симпатии с теориями «вчувствования» Е. Клиффорда и Т. Липса. «Психологический словарь» трактует эмпатию как постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека, вслушивании в переживания личности. Близким к понятию «эмпатия» является понятие «сопереживание», которое разрабатывалось еще М. М. Бахтин и значимость которого трактовалась им не в плане сочувствия, слияния с другим, а с обязательным требованием сохранения своего места вне другого, с сохранением своей творческой точки зрения. Адлер рассматривает эмпатию как одну из креативных функций личности, а Р. Мей, говоря о эмпатию, подчеркивает исключительную роль не только в консультативном процессе, но и в деятельности всех тех людей чья профессия связана с воздействием на личность. Итак, когда возникает эмпатия, возникает и влияние-временный (он проявляется, например, в использовании в процессе общения одних и тех же жестов, голосовых интонаций и в перенимании психического состояния другого человека) и общий, более устойчивый (проявляется в перенимании одним человеком личностного паттерна или роли другого).Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит с другим человеком, что она переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Считается первым указавший на определяющее место эмпатии в консультативном процессе и определил ее как одну из необходимых условий для терапевтической изменения индивидуальности при межличностного взаимодействия консультанта с клиентом был К. Роджерс: "Способ общения с другими, называется эмпатией, многогранный. Это значит войти в субъективный перцептивный мир другого и почувствовать себя там как дома. Это значит быть чувствительным к меняющимся чувств другого ". Роджерс относит эмпатию к мощных терапевтических средств, поскольку она «раскрепощает, утверждает, возвращает ощущение принадлежности к роду человеческому даже самым запуганным пациентам».Итак, в течение нескольких занятий студенты сосредотачиваются на особенностях своей эмоциональной сферы, пытаются зафиксировать внешние проявления отдельных эмоций, выявляют уровень соответствия внешнего проявления собственных психических состояний и реальных переживаний, повышают чувствительность к невербальным характеристикам межличностного взаимодействия. Следующий блок групповой работы — тренинг самопознания интерперсональных умений. Профессия психолога в коммуникативном плане выступает примером специальных способностей, которые требуют интерперсональных умений, то есть таких качеств личности, обеспечивающих успешное взаимодействие между людьми, взаимопонимания, организацию совместной деятельности. Составляющими системы интерперсональных умений ученые называют готовность к контактам, умение их поддерживать, умение сохранять эмоциональное равновесие в процессе общения, высокую чувствительность, эмоциональную привлекательность для других людей. Н. В. Чепелева одной из составляющих профессиональной компетентности психолога называет коммуникативную. Основной механизм, который обеспечивает ее становления — диалог, проявляется во взаимодействии смысловых позиций субъектов взаимодействия, в результате чего происходит синтез новых профессиональных смыслов, а также начинает развиваться одна из важных профессионально значимых качеств психолога — практика — диалогизм. Последняя включает диалогическую интенцию, безусловное принятие другого, умение устанавливать эффективные контакты с людьми, профессиональную рефлексию, способность вести профессионально ориентирован диалог. Именно актуализация и развитие данных составляющих интерперсональных умений происходит в пределах тренинга самопознания и саморегуляция. Когнитивной основой коммуникативной компетентности личности Н. Ф.Калина называет социальный интеллект, выступает специфическим образованием, обеспечивает эффективность социальной активности личности. Среди конструктов, воплощающие функциональную структуру социального интеллекта — умение искать необходимую информацию, рефлексия на конечную цель, интерес к людям, способность к ассимиляции нетрадиционного опыта. Результаты современных исследований функциональной структуры социального интеллекта определяют содержательную наполненность следующего блока тренинга — самопознание социального интеллекта и антиципации, в котором студенты проявляют собственный уровень развития социального интеллекта. В процессе групповой работы происходит развитие способности к реконструкции и преобразования представлений как составляющих операциональной стороны прогностической деятельности, развитие способности к выдвижению и верификации гипотез как составляющей операциональной стороны прогностической деятельности, повышения мотивации к самосовершенствованию социальной активности и социального интереса. Тренинг самопознания Я-концепции и ресурсов личностного саморазвития — важный блок профессионально ориентированного тренинга. В психологической литературе, как отечественной, так и зарубежной; нет единства в трактовке понятия „ Я-концепции ". Наиболее фундаментальное исследование этого феномена принадлежит Р. Бернсом, определивший Я — концепцию как динамическая система представлений человека о себе, что включает: осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценку, субъективное восприятие внешних факторов воздействия на личность. Будучи важным регулятором поведения, я-концепция играет тройную роль: — способствует достижению внутренней интерпретации приобретенного досвиду. — определяет характер и особенности интерпретации приобретенного досвиду. — служит источником ожиданий относительно собственного поведения самого себя. Я-концепция формируется у человека в процессе социального взаимодействия как необратимый и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое психическое образование, в то же время может характеризоваться внутренними изменениями. Это системное психическое образование накладывает четкий отпечаток на все проявления человека — от детства до глубокой старости. В отличие от ситуативных Я-образов (какой личность видит, чувствует себя в каждый данный момент), я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности, собственной адекватности. Наличие положительной, непротиворечивой Я-концепции — одно из важнейших условий эффективной профессиональной деятельности практического психолога, личность которого выступает основным орудием, инструментом оказания психологической помощи (Р. Мей, Ю. Альошина, О. Ф.Бондаренко). Поэтому центральным моментом системы тренинговых занятий, предлагаемых для будущих практических психологов, является создание условий для обоснованного и аргументированного определения особенностей их собственной Я-концепции, оказание поддержки в развитии позитивной Я-концепции, нахождения рецептов самосовершенствования. Таким образом, студенты в течение нескольких занятий проясняют особенности собственной Я-концепции и ценностно-мотивационной сферы личности, осмысливают разнообразие проявлений Я-концепции., Анализируют жизненные стратегии, развивают уверенность в себе и своих возможностях. Учитывая то, что личность психолога рассматривается как открытая система, приобретает особое значение его способность к саморегуляции, поэтому целесообразно в пределах профессионально ориентированного тренинга самопознания и саморегуляция обратить внимание на психологическую саморегуляцию и на основы аутотренинга, в частности. В широком смысле понятие „ психологическая саморегуляция "означает один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности. (О. О.Конопкин). В более узкой трактовке это понятие определяется, например, как регуляция субъектом различных психических состояний, процессов с помощью собственной психической активности, как влияние человека на себя благодаря словам и мисленневим образам. (Л. С. Шубина, Л. П.Гримак).Итак, главной особенностью методов саморегуляции состояний является направленность их на формирование адекватных внутренних средств, которые позволяют человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния. По своему содержанию методы саморегуляции являются способами активного самовоздействия, и поэтому основной функцией тренера группы выступает управление процессом формирования внутренних средств у субъектов влияния, обеспечение адекватных условий их освоения и усвоения. Студенты в течение занятий знакомятся с целями и процедурами аутотренинга, обсуждают значение овладения психологом методами саморегуляции, осуществляют апробацию отдельных техник и приемов расслабления. В процессе групповой работы формируются навыки произвольного расслабления отдельных групп мышц в состояние покоя, происходит освоение полной релаксации в состоянии покоя. И, наконец, заключительное тренинговое занятие, является связанным с подведением итогов, на котором происходит обмен полученными знаниями, их обобщения, определяются основные направления саморазвития, осознается положительный опыт самопознания. Таким образом, профессионально ориентирован тренинг „ Самопознание и саморегуляция "имеет следующие особенности, которые однозначно свидетельствуют в пользу его использования в учебном процессе. При включении в групповое взаимодействие студенты получают возможность развивать профессионально значимые личностные качества, получить обратную связь от других участников группы, оказать им поддержку. Каждое тренинговое занятие имеет соответствующую структурную строение (как и весь курс), четко определяются цели, задачи каждого занятия, подводятся итоги в виде рефлексии студентов о проведенной совместной работы. В структуре самого курса имеющиеся разделы, содержащие занятия, направленные на самопознание различных сфер психической деятельности. Наряду с такими методами как психогимнастика, игровыми методами используется психомалюнок, психодиагностические методики, студенты используют также рефлексивный дневник, выполняют домашние задания. Итак, анализ научной литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о возможности и необходимости использования психологического тренинга в высшей школе, и, в подготовке будущих практических психологов, в частности. Это, по нашему мнению, связано с особенностями подготовки данных специалистов, их профессиональным ростом, который включает в себя не просто приобретение необходимых знаний, но и опыта, скорее „ проживается "чем приобретается. Психологический тренинг имеет определенные особенности, которые его отличают. Необходимость соблюдать четко определенных правил или принципов работы, определенное количество участников тренинга, четко очерченные задачи и цели групповой работы — все это ставит тренинг на особое место в подготовке будущих психологов. Профессиональные значимые личностные качества (такие как эмпатийность, коммуникативность, социальный интеллект, рефлексия и др.) Эффективно развиваются именно в групповой форме работы, поскольку именно в группе ее участники получают необходимый опыт взаимодействия, оказывают поддержку, обратная связь, растут личностно, и это не только потому, что группа является „ социумом в миниатюре ", но и потому, что этому способствует особая рефлексивная атмосфера, создается не только самими участниками, но и — тренером — преподавателем. Важно роли и личностные качества руководителя тренинга, его способность выступать в качестве фасилитатора группового взаимодействия. Именно умелое руководство позволит студентам осуществлять самопознание, усовершенствовать свои профессиональные навыки. Необходимость включения студентов в тренинговую работу связана еще и с тем, что они в своей будущей практической профессиональной деятельности должны использовать тренинги для решения профессиональных задач, и, конечно, является положительным ознакомления с тренинговой работой именно в учебном процессе (хотя вопрос о развитии тренерских качеств студентов возникает больше на старших курсах). В целом, психологический тренинг „ Самопознание и саморегуляция "имеет все признаки, характерные для групповой формы работы, но мы должны учитывать и те особенности, которые оговариваются самим учебным процессом, а именно, например, тот момент, что участники группы — студенты, обучающиеся на одном факультете, в одной группе, а, следовательно, хорошо знают друг друга (а мы помним — продуктивнее, когда в тренинговой группе малознакомые или незнакомые люди). Кроме того, возникает необходимость в специально оборудованном помещении, а его часто в условиях вузовской подготовки может не быть. Однако, несмотря на это психологический тренинг является необходимым, тем более, что с его помощью у студента создается образ будущей профессиональной деятельности, осознается соответствие данному образу, а, следовательно, есть возможности для профессионального роста.