Психологические особенности воспитательной работы в высшей школе

Образовательная и воспитательная деятельность учебного заведения должна находиться в тесной взаимосвязи, дополняя и обогащая друг друга. Обновление содержания общеобразовательных, социально-гуманитарных дисциплин должно быть подчинено цели формирования у студентов национального самосознания, патриотизма, правовой и экономической грамотности, социальной активности, общей культуры личности, основанный на достижениях украинской и мировой культуры. Такие качества выпускника высшего учебного заведения предусмотрено Государственным стандартом высшего образования, разработка которого осуществляется ведущими преподавателями Украины под эгидой Министерства образования и науки Украины и Научно-методического центра высшего образования. Воспитательная работа, проводимая в вузах за пределами аудитории, обеспечивает актуализацию теоретических знаний студентов, направляет их в практическую плоскость, обращает внимание молодежи на острые социальные проблемы современности, формирует их социальную зрелость. Научно-теоретические и методологические основы национального воспитания воплощено в Концепции воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, утвержденной Министерством образования в 1996 году, которая стала практическим документом для организации воспитательной работы в учебных заведениях всех уровней.
Лучший магазин для обустройства квартры качественной мебелью — hofo магазин. Быстрая доставка по всей России.
Однако динамические изменения, происходящие в обществе, требуют постоянного совершенствования системы воспитательной работы и приближения ее форм и методов к потребностям сегодняшнего дня. Рассматривая настоящее как эпоху развития личности, мы должны вести поиск новых педагогических технологий, которые способствовали бы созданию среды, развивает, учит и воспитывает. Формирование личности путем усиления организационно-воспитательной, культурно-просветительной работы среди студентов в новой национальной модели высшей миры стало возможным в связи с возрождением нации, развитием национального самосознания, демократизацией и гуманизацией общества, углублением самоуправления народа. Согласно Концепции основной целью воспитания должно быть обретение молодым поколением социального опыта, наследования духовных ценностей украинского народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина Украины, духовности, художественно эстетической, правовой, экологической, валеологической, гендерной культуры. В 1950 году в рамках Совета Европы принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Это первый на европейском континенте международно-правовой документ, содержащий перечень основных гражданских и политических прав человека, систему контроля за их осуществлением в пределах каждой страны-члена Совета Европы. Ратифицировав этот документ, Украина открыла для себя механизмы защиты прав человека, подтвердила свою решимость соблюдать обязательства, взятые на себя при вступлении в Совет Европы. В связи с этим в вузах на высоком уровне должна проводиться работа, направленная на расширение и углубление знаний студенческой молодежи о правах человека и гражданина. Главная задача этой работы — способствовать формированию правового мировоззрения молодежи, который включал бы систему теоретических взглядов на права и основные свободы человека, так и соответствующую жизненную позицию, нравственные и ценностные ориентиры, идеалы, убеждения. Важным аспектом правового воспитания является формирование у студентов современных представлений о роли женщины в обществе, о гендерном равенстве и необходимость улучшения положения женщин. Актуальным является вопрос относительно обострения проблем нелегальной эмиграции украинских девушек за границу. Представительства Международной организации по миграции в Украине и правоохранительные органы свидетельствуют, что это, как правило, контрабандная торговля женщинами и девушками, которые испытывают жестокой эксплуатации, в том числе и сексуальной. В связи с этим суть социально-правовой помощи молодому человеку — вызвать развитие его творческой индивидуальности, чувство человеческого достоинства, понимание роли законодательства как средства обеспечения его законных интересов, и она должна занимать достойное место в учебно воспитательной работе вуза. Серьезное беспокойство вызывает снижение интереса молодежи к художественной литературы, классической музыки, театра, живописи, других произведений высокого искусства, неумение организовать активное и содержательный досуг. За годы обучения студенты почти не знакомятся с историческими и архитектурными памятниками города, где учатся. Это объясняется не только неудовлетворительным развитием эстетических потребностей молодежи, но и тем, что не действует, а во многих случаях совсем исчезает инфраструктура, которая создавалась в Украине десятилетиями. Музеи, картинные галереи, концертные залы и театры стали финансово недоступными для большинства студентов. Но невозможно обеспечить воспитание гармонично развитой, социально сознательного человека, активного гражданина без ознакомления его с историко-культурным достоянием своего народа, со всемирной культурой и вкладом наших соотечественников в ее развитие. Создать надлежащие условия для развития и удовлетворения культурных потребностей студентов — важнейшая задача администрации вузов и органов студенческого самоуправления. В современных условиях реализация молодежной политики невозможна без плодотворного сотрудничества с органами студенческого самоуправления и общественными студенческими объединениями. В прошлом году Министерство образования и науки Украины утвердило Положение об организации студенческого самоуправления в высших учебных заведениях. Главной задачей деятельности студенческих объединений в соответствии с Положением является совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленное на добросовестное обучение, воспитание духовности и культуры студентов. Студенческое самоуправление — это деятельность, с помощью которой максимально оказываются и реализуются творческие способности студентов, формируются моральные качества, инициатива, повышается ответственность каждого за результаты своего труда. Положение предусматривает возрастание роли студенческого коллектива в процессе управления учебным заведением. Руководство вуза должно обратить особое внимание на обеспечение надлежащих условий проживания, обучения и отдыха студенческой молодежи в общежитиях, на оздоровление студенческой молодежи путем привлечения к спортивно-массовой работы и организованного отдыха в каникулярный период. Ректоры вузов должны принять меры по правовой и социальной защиты студенческих семей — улучшать условия их проживания, оказывать финансовую помощь, обеспечивать устройство детей из студенческих семей в детские сады на льготных условиях, способствовать трудоустройству членов семей во время учебы и после его окончания.