Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества часть 6

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что существуют различные классификации уровней проявления творческой профессиональной деятельности педагога и готовности учителя к педагогического творчества. Проблема формирования готовности будущего учителя к творческой профессиональной деятельности требует установки-качественно-количественных характеристик (критериев и уровней) такой готовности. Итак, А. Ф. Линенко определяет следующие критерии оценки степени развития готовности к педагогической деятельности: характер и устойчивость эмоционального отношения к деятельности; скорость и точность адаптации поведения в изменяющихся условиях деятельности; целесообразность педагогических действий; достаточный уровень сформированности педагогических способностей. Как видим, все эти критерии тесно связаны с личностными качествами и свойствами будущего учителя и обусловлены уровнем развития познавательных процессов и мотивационной сферы личности.
Седат Игдеджи

Н. М. Бружукова осуществляет определение уровня творческой профессиональной деятельности студентов высших учебных педагогических заведений на основании анализа и сравнения проявлений: действенной активности мотивов самосовершенствования, степени сформированности педагогического идеала в ходе учебной и практической деятельности, уровня самооценки собственных творческих способностей (на основе адекватной самокритики), систематичности работы по самосовершенствования собственной педагогической творчества, характера педагогического руководства (насколько студент самостоятельно умеет организовывать творческую учебно-воспитательную деятельность во время прохождения различных видов педагогической практики) определяет пять уровней сформированности готовности к педагогическому творчеству (в зависимости от оценки указанных проявлений). В. И. Загвязинский, опираясь на труды В. А. Сластьонина и Л. Ф. Спирина, отмечает, что формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству достигается путем продвижения студента через промежуточные этапы на более высокие уровни, и выделяет четыре уровня: 1) интуитивный уровень. На нем студент овладевает определенной совокупностью «перед педагогических» умений (умение выслушать собеседника и выразить свои мысли, проявлять терпение и выдержку и т. д.), но часто еще не видит педагогического смысла определенных ситуаций, действует по интуиции, не умея объяснить и обосновать свои действия; 2) репродуктивный уровень. Во время деятельности студент не выходит за пределы известных ему правил и инструкций, предпочитает работать по подсказке и проверенным образцам и стандартам; 3) репродуктивно-творческий уровень. У студента формируется система научно-педагогических знаний, умений и навыков, которые позволяют в целом успешно осуществлять преподавание, принимать правильные решения не только в типичных, но и в несколько измененных условиях. Однако, в непрерывно меняющихся педагогических ситуациях студент еще не умеет принимать оригинальных решений, и у него недостаточно развита способность к прогнозированию и предсказания результатов своей деятельности; 4) творческий уровень. Достаточно ярко проявляется педагогическая направленность личности, стремление к поискам и рационализации, хорошо развитые обобщающие профессиональные умения, "в том числе аналитические, прогностические, конструктивные. Средства решения педагогических задач зачастую являются оригинальными, можно отметить поиск лучших, а иногда и новых методик, средств и приемов педагогической деятельности. Исходя из выше приведенного мы видим, что раскрытие творческого потенциала человека и выявление ее потенциальных возможностей имеет чрезвычайное значение для человека, его нахождения своего места в мире. Поэтому, если в процессе подготовки специалистов в педагогическом учебном заведении в будущих учителей сформируется адекватная «Я» — концепция и самооценка, способность к эмпатии и потребность в целенаправленном и систематическом совершенствовании себя как личности, на основе осознания значения творческого потенциала в жизни человека, роли творческого педагогического процесса в формировании личности ученика и развития его потенциальных возможностей, можно будет говорить о высоком уровне формирования готовности к творческой деятельности. В современных условиях существует острая потребность общества в том, чтобы его члены научились адаптироваться к быстрым социально-экономических изменений, поэтому формирование у человека творческого отношения к окружающему миру и его познания, а вместе с тем и познания себя в мире является очень актуальным. Таким образом, одной из задач профессиональной подготовки будущего учителя является овладение умением помогать своим воспитанникам открывать собственный творческий потенциал, который станет в будущем источником саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования. Поэтому, как писал А. Дистерверг, учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться силами, пробудившиеся в нем. ВЫВОДЫ На основании анализа психолого-педагогической литературы сделан вывод, что исследованию проблемы подготовки учителей к творческой педагогической деятельности уделяется должное внимание. Вместе с тем, понятие «педагогическое творчество» трактуется неоднозначно, что существенно сказалось на решении проблемы форм готовности будущих учителей к ней. Педагогическое творчество рассматривается с точки зрения оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, В. А. Кан-Калик, М. М. Поташник, Л. И. Рувинський), как целостный процесс профессиональной реализации и самореализации педагога (С. А. Сысоева), как интегративная качество личности (З. С. Левчук, Л. М. Лузина), как критерий качественного становления личности учителя (Н. В. Кичук). На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы в реферате сделан вывод, что готовность будущего учителя к педагогическому творчеству — это его потенциальная способность к осуществлению творческой педагогической деятельности, формируется в процессе специально организованной профессиональной подготовки и обусловлена уровнем развития профессиональных и личностных качеств будущего учителя, которые способствуют успешной творческой педагогической деятельности. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству рассматривается как процесс создания в учебно-воспитательном процессе учебного заведения таких психолого-педагогических условий, способствующих активному усвоению теоретических знаний и практических умений по основам педагогического творчества в процессе личностно ориентированной развивающей взаимодействия в системе «преподаватель-студент» , развития творческих личностных качеств будущего учителя. На основе анализа психолого-педагогической литературы считаем, что формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству можно рассматривать как объективный творческий процесс, основанный на таких закономерностях: обусловленность потребностями социально-экономического и культурного развития общества, приоритетными задачами реформирования образования в Украине; органическое вхождение в систему профессиональной подготовки будущего учителя; соответствие содержания, форм и методов формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству уровню развития психолого-педагогической науки и практики; взаимообусловленность специфики и закономерностей творческого процесса и особенностей формирования творческой индивидуальности будущего учителя. Поэтому сделан вывод, что формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству в условиях университета необходимо рассматривать в органическом единстве с его профессиональной подготовкой. В реферате проанализированы подходы к определению уровней творческой педагогической деятельности учителя (В. А. Кан-Калика, М. М. Поташника, И. П. Раченко, С. А. Сысоевой и других) и уровней формирования готовности будущих учителей к педагогическому творчеству (В. Загвязинський, Н. М. Бружукова, З. С. Левчук и других). Осуществлено выделение компонентов и условий формирования готовности будущих учителей к педагогическому творчеству (В. Загвязинський, А. Ф. Линенко, А. К. Маркова, А. Н. Пехота).