Психологические особенности диалога ' студент — компьютер ' часть 3

Овладение студентами функциями управления своей деятельностью является длительным процессом, распределение их между педагогом и студентами — динамический. Определение оптимальной динамики этого процесса позволит значительно повысить эффективность учебного процесса. Значительные возможности для исследования реализации этого механизма открывают нитных, которые практически обеспечивают передачу студенту самых разнообразных функций управления своей деятельностью 1) функция выбора студентом оптимального темпа обучения, которую могут обеспечить все типы учебных систем; 2) функция выбора студентом вспомогательного учебного воздействия, реализацию которой обеспечивают все ИНС и некоторые системы первого поколения; 3) функция выбора основного обучающего воздействия.
футболки на заказ

Здесь можно выделить несколько направлений: — выбор по сложности учебных задач; — выбор по стилю изложения учебного материала; — предоставление студенту возможности самостоятельно ставить учебную задачу и решать ее с помощью компьютера; — предоставление студенту возможности выбирать последовательность изучения отдельных тем и разделов. Для эффективного распределения функций управления необходимо исследовать психолого-педагогические факторы, определяющей степени влияют на эффективность передачи студенту тех или иных функций управления своей деятельностью. Эффект передачи студенту функций управления бывает и положительным, и отрицательным. Большинство специалистов видят в возможностях предоставления компьютером студенту некоторых функций управления своей деятельностью путь к значительному повышение эффективности учебного процесса. Предоставляя студенту широких возможностей в управлении различными аспектами обучения, такими, в частности, как темп и последовательность, обучающие системы помогают студенту приспособить обучение к своему стилю, таким образом повышая его эффективность. Кроме того, большая свобода положительно влияет на отношение учащихся к обучению и этим еще усиливает эффект учения. Ряд авторов положительное видят прежде всего в том, что у студента растет чувство личной ответственности за результаты учения. Некоторые исследования вместе с тем показали, что предоставление свободы в выборе последовательности, темпе, количества упражнений и уровня трудности даже сильным студентам иногда приводит к низким результатам обучения. Ставится под сомнение вопрос о том, могут ли ученики принимать решение о выборе элементов обучения и оценивать степень обучаемости. В отдельных исследованиях выявлено, что ученики, которые могли управлять своей деятельностью, относились к обучению с помощью компьютера значительно хуже, чем те, кто не имел этой возможности. Это объясняется увеличением нагрузки на учеников. Они должны были дополнительно решать достаточно сложную для них задачу — выбирать следующий шаг. Вопрос о предоставлении студентам возможности выбирать последовательность учебного материала дискутировался в связи с распространением гипертекстовых обучающих систем. При этом выяснилось, что при большом количестве узлов и связей между ними возрастает опасность дезориентации учащихся в учебном материале, а это неизбежно приводит к пробелам в знаниях. В связи с этим был предложен ряд приемов, обеспечивающих переход студента к изучению основного материала (в основных узлах), а также таких, которые в определенной степени ограничивают возможности учащихся по выбору материала. Важным аспектом проблемы является то, что управление студентом своей деятельностью предполагает не только возможность выбора им способа работы с компьютером и осознание того, что обучение соответствует его потребностям. Осознание студентом важности осуществляемой им функции управления растет как только он начинает осознавать свои успехи в овладении определенными умениями и состоянии решения задачи, с которой раньше не мог справиться. А это, в свою очередь, является значительным мотивационным стимулом. Студент начинает осознавать себя как личность. нитных открывают новые возможности в практическом плане передачи функции управления студенту и тем самым способствуют повышению эффективности учебного процесса. Кроме того, они открывают новые возможности в исследовании этой проблемы, ведь здесь можно четко реализовать различные формы и способы передачи функций управления студенту, четко дозируя его пределы. Раздел 2. Диалоговая взаимодействие студента с компьютером Диалог между человеком и ЭВМ представляет собой обмен сообщениями на специально разработанной языке общения или на естественном языке, что позволяет, в частности, представителям различных профессий применять ЭВМ без предварительного обучения языкам программирования. Важной областью применения ЭВМ практика обучения. Традиционно психологические исследования диалога в автоматизированных системах касались оценки ориентированных на пользователей как, режимов взаимодействия с ЭВМ, временных характеристик диалога, утомляемости пользователя и др. Развитие диалоговых систем, расширение сферы их применения привели к возникновению новых тенденций, не стали еще предметом специальных исследований психологов. 2.1. Сущность диалога студента с компьютером Диалоговая взаимодействие студента с компьютером является необходимым условием эффективного применения современных компьютерных систем в учебном процессе. Обеспечение такой возможности принципиально важным с психолого-педагогической точки зрения, поскольку процессы обучения при любых условиях должны диалоговый характер, и практически реализовать их может лишь один техническое средство-компьютер. В литературе диалоговой считают любое взаимодействие человека с компьютером, осуществляется довольно часто и в реальном масштабе времени. Такой подход неправомерен, как и отождествление диалога с взаимодействием типа вопрос-ответ. При этом размывается психологическая сущность диалогового взаимодействия и диалоговых обучающих систем. Говорить о диалоге между студентом и компьютером в учебных системах можно лишь тогда, когда, во-первых, компьютер понимает сообщение студента и наоборот, во-вторых, когда обмен сообщениями различным аспектам деятельности студента , в-третьих, когда это взаимодействие имеет педагогическое направленность. В свете современных представлений об общении считается, что существенным признаком диалога является наличие не нескольких субъектов (как считалось ранее), а нескольких позиций.