Психологические тренинги для педагогов

2.3. Группы личностного роста и развития К. Роджерса «Группы личностного роста и развития» («группы встреч») дают возможность направить групповой опыт на оказание помощи здоровым, нормальным людям в процессе реализации их потенциальных возможностей . Большинство людей вступает в группы личностного роста и развития с намерением почувствовать близкие, душевные отношения с другими людьми и исследовать различные стороны своей личности. Базисными целями «групп встреч» являются: оказание помощи в индивидуальном развитии субъекта; укрепление индивидуальных ценностей; увеличение чувствительности в межличностных контактах; стимулирования самоактуализации и ощущение радости жизни. Разница в целях между лабораторными Т-группами и «группами встреч» состоит в том, что во-первых происходит коррекция социального поведения, а во-вторых — происходит личностное развитие индивида, «высвобождается» его потенциальные возможности для достижения радости жизни путем упорядоченности чувств, социальной перцепции и деятельности. Подготовка учителя к общению путем тренинга особенно широко представлена в работах американского ученого К. Роджерса. В такой тренинговой группе, отмечает автор, создается климат психической защищенности, открытости, возможности познания себя и других, исследования поведения, поиск конструктивных решений педагогических проблем.
vacatures

Исходя из этого, он предполагает, что для повышения эффективности педагогического процесса нужно охватить тренингом всех школьных учителей. Сам ученый провел такую практику в Калифорнии, охватив тренингом всю администрацию одной школы. После этого, по его словам, наблюдались значительные изменения в лучшую сторону: руководители школы легче принимали нововведения; меньше апеллировали к распоряжений; были более склонны к существенным, а не бюрократические решений; свободнее общались с начальством, подчиненными и коллегами; чаще в открытую декларировали цели и меньше прибегали к защите своего «Я»; проявляли в работе более весомый стиль; спокойнее принимали от других как положительную, так и негативную информацию о себе; лучше стали разбираться в своем поведении и использовать возможности в административной и педагогической деятельности. Чтобы провести подобный тренинг для всех учителей одной школы, К. Роджерс разделил их на группы по 10 человек в каждой. Сессия продолжалась неделю. После тренинга зарегистрирован целый ряд положительных изменений: умение слушать, принимать новые, творческие стремления учеников, уменьшились тенденции к осуждению и наказанию воспитанников. Учителя, прошедшие тренинг, охотнее решали с учениками проблемы, меньше использовали дисциплинарные средства, развивали в классе атмосферу спонтанности, творчества и самостоятельной работы. Последним этапом в исследовании К. Роджерса было проведение тренингов для учителей и воспитателей совместно с учениками. На таких заседаниях, в ходе дискуссий, учителя совместно с учениками решали проблемы сплоченности класса. При этом поощрялась экспрессия, эмоции. После занятий и учителя, и ученики отмечали, что они впервые почувствовали себя полноправными членами единого коллектива способными решать, а не только пассивно воспринимать и выполнять чужие решения. Кроме того, у школьников наблюдался рост способностей выражать эмоции в отношениях с окружающими, а также тенденция к построению на реалистической бесконфликтной основе отношений с товарищами по классу и учителями. Избавление их от страха перед постоянными недооценка и наказаниями открыло перед ними возможность больше энергии направлять на обучение. Ученики утверждали: у них возникла вера в то, что их принимают и понимают учителя, благодаря чему появилась возможность общаться с ними более непосредственным, открытым способом, выросла ответственности и активное участие учеников в общественной жизни класса. В поведении уменьшился негативизм, меньше стало случаев недоброжелательного отношения к учителям. В перспективе ученый предполагает, что эффективность тренинга возрастет, если в состав группы будут входить представители администрации школы, учителя, родители, ученики. 2.4. Метод активного социально-психологического обучения Т. С. Яценко Метод активного социально-психологического обучения (АСПО) разработан академиком, доктором психологических наук Т. С. Яценко. Группа АСПО чаще всего гетерогенная по полу, закрыта. Общее количество рабочих часов — 100-120. Занятия проводятся в течение двух недель, работая по 8-10 часов в сутки. Атмосфера общения в группе АСПО, при которых опасность ущемления достоинств «Я» человека сводится к минимуму (отсутствуют советы, рекомендации, наставления, поощрения и наказания), позволяет участникам сделать производительные выводы о личных причинах собственных проблем общения, обусловливает высокий уровень мотивации обучения. Подтверждением последнего является тот факт, что при наличии принципа добровольности занятия в группе АСПО продолжаются по 8-10 часов в течение 10-12 дней. Курс обучения в группе АСПО формирует у ее членов навыки не только глубокого самопознания, познания других людей, овладение инструментарием проникновения в скрытые мотивы, но и апробации новых форм поведения под влиянием полученной информации. Но особенно ценным метод АСПО может быть для учителей. Ведь им в силу специфики профессиональной деятельности приходится работать не только в формализованных условиях, представляемых на уроке, но и взаимодействовать с учащимися в свободной обстановке во внеурочное время. Именно в этих условиях учитель, не имеющий твердых знаний в области практической психологии, чувствует себя часто слабым воспитателем. Между тем курс обучения в группе АСПО обеспечит психологическую вооруженность в понимании партнера по общению, самой ситуации общения и своей роли в ней. Знание психолога-практика, полученные в процессе такого обучения, помогут ему в преподавании курса «Этика и психология семейной жизни», в частности в организации практических занятий, в моделировании и проигрывании ситуаций на семейную тематику, а также в проведении факультативных занятий, ориентированных на повышение культуры общения учеников. Обучение в группе АСПО обеспечивает общий эффект, и специальный. Общие результаты группового обучения общению заключаются в первую очередь в гармонизации структуры личности участников, в оптимизации их общих способностей к общению, как открытость, искренность, способность выражать эмоции приемлемым для партнера способом и тому подобное. Последнее обеспечивается самой атмосферой общения в группе АСПО, принципами, которым подчиняется весь процесс обучения, применяемыми приемами, выявлением психологических первопричин проблем в общении. Специальный, то есть, профессионально-педагогический аспект, обеспечивается воспроизведением педагогических ситуаций и их анализом, отработкой навыков и умений оптимального общения, необходимого для организации профессионально грамотного общения. Активное социально-психологическое обучение позволяет будущему учителю усвоить особенности недирективного управления классом, приемами быстрого создания среди учеников теплой, доброжелательной атмосферы взаимоотношений, а также овладеть отдельными методиками, такими как ролевая игра, невербальная взаимодействие, психодраматические приемы, психомалюнок, анализом ситуации общения и тому подобное. Полученные данные по самоотчетов лиц, проходивших в разное время АСПО, анкет и психомалюнкив, а также результаты многолетнего наблюдения в ходе проведения занятий позволяют сделать вывод, что такого рода обучения способствует гармонизации личностной структуры субъекта, повышению его общей культуры общения, росту ощущение необходимости собственного совершенства и ответственности за свое развитие, за реализацию своих потенциальных возможностей. Кроме того, оно развивает эмоциональную чувствительность, увеличивает адекватность самооценки и самоухвалення. Обучение в группе АСПО значительно оптимизирует импрессивная возможности субъекта, который помогает ему лучше понимать свою и чужую поведение, расширяет возможности адекватной экспрессии (выражения) своего внутреннего состояния. Происходят также изменения и в системе ценностных ориентации в сторону их социализации, уменьшаются эгоцентричны тенденции. Такие качества, как доброжелательность и искренность, переходят в норму взаимодействия с окружающими людьми. Значительные изменения происходят в области операционной системы общения. АСПО способствует усвоению общих правил, обеспечивающих результативность коммуникации (например, оказывать помощь другим людям, решать конфликт, создавать творческую атмосферу при совместном решении определенных вопросов). Психологический климат взаимоотношений в группе дает возможность апробировать эффективность этих норм в педагогически тяжелой ситуации и вместе с тем способствует выработке оптимальной стратегии поведения в общественных и профессиональных контактах соответствии с этими нормами. Разработанный метод АСПО успешно может быть использован не только педагогами-практиками, но и в педагогических вузах, институтах усовершенствования учителей, на предприятиях.