Психологическая культура как составляющая профессионализма преподавателя часть 2

1.2. Составляющие психологической культуры Составляющие психологической культуры определены Колмогорова Л. следующим образом: 1) психологическая грамотность; 2) психологическая компетентность; 3) ценностно-смысловой компонент; 4) рефлексия; 5) культуротворчество. Первым уровнем психологической культуры является психологическая грамотность. Климов Е. А. уделял ему особое внимание, утверждая, что „ минимальный необходимый уровень психологической культуры — психологическая грамотность ".Что же понимается под этим словосочетанием? Прежде всего, под психологической грамотностью понимают все то комплекс психологических знаний, умений и навыков, которые наработала психологическая наука до современного времени; человек, который претендует на психологическую грамотность, должен обладать этим комплексом, ее психологический кругозор имеет также постоянно расширяться, чтобы человек находился в курсе современных представлений науки. Психологическая компетентность — это совсем другой уровень развития психологической культуры. Занимаясь исследованиями интеллекта, в частности его психологическими феноменами, Холодная М. А. сформулировала следующее определение компетентности: „ Компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий Принимать зффективные решения в соответствующей области деятельности ".
Видеонаблюдение купить в Екатеринбурге в выходные

Как видим, чтобы получить собственное понятие психологической компетентности достаточно указать, что соответствующей деятельностью является психологическая деятельность. Но может возникнуть вопрос: если психологическая грамотность предполагает владение комплексом ЗВН, то чем она отличается от психологической компетентности? Ключевым словом, которое отличает компетентного специалиста от грамотного, является слово „ эффективность ". Грамотный человек знает, понимает и применяет, а компетентный — может применять свои знания эффективно. Как видим, здесь определяющие позиции выведено результативность применения психологических знаний. Правда, определенной шкалы для определения этой результативности не разработано. Ценностно-смысловой компонент охватывает совокупность личностно значимых и личностно-ценных направлений, идеалов, убеждений, точек зрения, отношений, верований в области психологии человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Таким образом, ценностно-смысловой компонент отражает внутреннее мировоззрение человека, находит себя в продуктивном цилепокладанны и предоставлении жизни человека определенного личностного смысла. При этом, конечно, уровень притязаний человека будет зависеть от уровня его психологического развития. Четвертой составляющей психологической культуры является рефлексия. Во рефлексией в этом направлении понимают отслеживания целей, процесса и результатов собственной деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые при этом происходят. Пятой составляющей психологической культуры является культуротворення. Это объясняется тем, что человек не только является творением или продуктом культуры, но и сама выступает в роли ее создателя. Объектами психологической творчества выступают образы, цели, символы, понятия, действия, отношения, ценности и убеждения. Создавая их, человек обогащает культуру, как в глобальном смысле, так и собственную. 1.3. Факторы формирования психологической культуры Психологическая культура формируется под влиянием нескольких факторов. Подавляющее их большинство может быть отнесена к внешним. На общественном уровне к ним следует отнести: экономические; социальные; этнические; религиозные и тому подобное. Указанные факторы формируют определенный базовый уровень психологической культуры (как доли общей культуры), на который каждый человек ориентируется, находясь в этом обществе, и настраивает уже собственную психологическую культуру (так сказать, индивидуальный уровень).Индивидуальный уровень психологической культуры определяется следующими факторами: 1) базовый уровень психологической культуры общества; 2) педагогическое воздействие; 3) влияние родителей; 4) влияние сверстников или коллектива; 5) собственная психологическая деятельность. Среди указанных факторов следует отметить, что собственная психологическая деятельность (и достояние через нее собственного психологического опыта) является важнейшим для формирования того, что называется личностью, но этот фактор, к сожалению, является наименее влиятельным. Наибольшее влияние имеет базовый уровень психологической культуры общества, поскольку он определяет все последующие факторы. Педагогическое воздействие и влияние родителей находятся примерно на одинаковом уровне. Влияние коллектива или сверстников, который является наименее контролируемым, может рассматриваться как один из главных (но следует помнить, что и он определяется влиянием предыдущих трех факторов и незначительным собственным опытом).Именно собственный психологический опыт делает человека индивидуальностью. Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 2.1. Понятие о профессионализме Слово „ профессионализм «происходит от слова „ профессия». Уже даже на этом уровне определения этимологии слова выясняется, что оно указывает на определенный уровень специализации человека в работе по выбранной специальности. Очень плотно к понятию „ профессионализма «приближается понятие „ компетентность». Впрочем, профессионализм является более широким понятием. Его можно определить как особый тип поведения, свойственный человеку, который занимается тем или иным делом. Всех качеств, которыми обладает человек, несколько можно назвать чертами профессионала: 1) эффективность результата деятельности; 2) владение специальными знаниями и умениями; 3) способность к творчеству (креативность); 4) ответственность за свою деятельность; 5) сознание деятельности; 6) наличие определенной профессиональной этики. Как видим, профессионализм включает в себя компетентность как составную часть, так как компетентность (согласно уже предоставленного определения) — это тип организации знаний, который позволяет эффективно действовать. Ни о сознании деятельности, или осознание ее последствий, ни тем более об этике деятельности речь не идет. Соответственно в каждой профессии формируется определенное основание для развития профессионализма и профессиональных отношений. Профессия преподавателя не является исключением. 2.2. Составляющие профессионализма преподавателя Преподаватель работает в особой среде — среде людей, то есть его профессиональная связь с предметами, символами, образами не является ведущим. Потому эффективность деятельности преподавателя оценивается по уровню усвоения студентом переданных последнем знаний, умений, навыков. Или, говоря более точно, по уровню приобретенного студентом профессионализма в своей области. Итак, преподаватель, являясь профессионалом в своей области, должно способствовать созданию определенного профессионального уровня у студента возможно даже другой специализации (например, лекции по политологии могут читаться физикам или химикам). Как видим, речь здесь не идет о передаче непосредственных знаний по специальности. Дело в том, что именно таким образом происходит формирование профессионального уровня у будущего специалиста, в той его части, которая выходит за пределы знаний — это профессиональная этика, это профессиональное осознание собственной деятельности, это формирование ответственности за результаты своей деятельности, это создание определенной базы будущего творчества специалиста, путем предоставления его избыточных знаний и создание определенного кругозора. Таким образом, профессионализм преподавателя включает в себя: 1) специальные ЗВН (как основу для деятельности); 2) компетентность (как способность эффективно использовать первые); 3) общий уровень культуры личности (как условие реализации и передачи ЗВН); 4) творческие способности (как база для дальнейшего собственного развития и приспособления к меняющимся условиям труда).Таков перечень минимальных черт, присущих профессионалу-преподавателю. Раздел 3. МЕСТО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В профессионализме ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 3.1.Психологическая культура как составляющая культуры преподавателя Теперь, когда установлено, что понимается под психологической культурой и из каких составляющих формируется профессионализм преподавателя, можно утверждать, что психологическая культура занимает одну из ведущих ниш в поведении человека. Психологическая культура является составной частью общей культуры преподавателя (на одном уровне с теми, которые носят „ педагогической культурой «и „ политической культурой» и т. д.). Однако психологическая культура является определяющей для многих черт профессионала. Так, если психологическая культура почти не влияет на специальные ЗВН специалиста, то все другие черты профессионала непосредственно связанные с ними. Ни один специалист не может осознавать смысл своей деятельности, не имея культуры мышления. Любая профессиональная этика должна обязательно опираться на культуру общения и культуру поведения. В конце концов, эффективность деятельности преподавателя напрямую зависит от его психологической культуры. Заметим, что преподаватель может иметь разный уровень психологической культуры. Так, психологическая грамотность помогает преподавателю ориентироваться в тех психологических ситуациях, которые случаются во время учебного или воспитательного процессов, но для удачного, эффективного решения этих ситуаций психологической грамотности уже недостаточно — преподавателя здесь должен быть психологически компетентным (а это уже совсем другой уровень психологической культуры ).Впрочем, важнейшим оказывается влияние ценностно-смыслового компонента, поскольку он отражает внутреннее мировоззрение человека, и личность преподавателя через этот компонент имеет часто неосознанное влияние на студентов. Рефлексивная способность преподавателя будет способствовать пробуждению и развитию рефлексии у студентов, конечно при условии, что они хоть немного разделяют взгляды своего преподавателя. И наконец, культуротворчество тоже есть неосознанной частью психологической культуры преподавателя, поскольку он уже сам по себе является носителем всех видов культуры — со всеми их преимуществами и недостатками — для студентов, учит.