Психологическая культура педагога

Психологическая культура это пример системной социальной качества человека. Как указывал Б. Ф. Ломов, системные качества, являясь интегральными, могут быть обнаружены только путем научного анализа тех систем, к которым относится человек и закономерностям которых подчиняется его поведение и его жизни в целом. В психологической культуре проявляется мера конгруэнтности человека и социума, его способность вписаться в окружающий мир, и отвечать духовной природе мира.
уголки

Психологическая культура является результатом социализации, образования, воспитания, а также большой внутренней работы человека, работы по гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума. Раздел 2. Проблема становления психологической культуры педагога Психологическая культура педагога — сложное понятие. По мнению большинства исследователей, она включает совокупность знаний по психологии, умение использовать эти знания в работе с учениками, а также способность видеть за поведением ребенка его душевное состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера; умение ориентироваться в педагогических ситуациях, оценивать их, выбирать соответствующие способы общения с конкретным ребенком и коллективом учеников, адекватно ситуации влиять на психику школьника. Высокая психологическая культура дает учителю возможность компетентного выбора эффективных форм, методов, средств обучения и воспитания, что является залогом успешного осуществления педагогического процесса. И в то же время, именно недостаточной психологической грамотностью педагогов объясняется большое количество их ошибок и упущений. Например, наличие стереотипов в восприятии и оценке детей; преувеличения роли памяти в процессе обучения и как следствие ее перегрузки; незнание возрастных возможностей школьников; недемократический стиль общения, который часто является причиной различных осложнений во взаимоотношениях с учениками, не говоря уже о явлении Дидактогения подобное. Как уже было отмечено, психологическая культура учителя сложное понятие, а потому необходимо рассматривать его как системное единичное явление и в то же время как структурный компонент общего явления, как профессиональная психологическая культура учителя. По А. Б.Орловим, настоящая профессиональная психологическая культура педагога предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и действий, которая проявляется в отношении и к самому себе, и к ученикам; такая культура является результатом постепенного преодоления и искоренения невротических (т. е. неаутентичным, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в различного рода психотерапевтических по своей сути практиках. Он должен быть активным организатором, настойчивым, уметь владеть собой и влиять на других таким образом, чтобы каждый ученик осознавал себя как „ гражданина, как хранителя духа народа, его идей, его богатств и ценностей, его неизбежной величия ", утверждал Сухомлинский. Лицо учителя чрезвычайно многогранна, и в каждом конкретном случае проявляются те или иные его ценные моменты. Именно учитель соединяет в себе две специальности. Он должен быть специалистом не только по тому предмету, который преподает, но и педагогом-воспитателем, то есть сочетать в себе мастерство преподавателя и воспитателя. Обучая, он не только передавать ученикам знания, но и прививать гуманные идеалы, пробуждать потребность в общественно-полезной деятельности, воспитывать активную жизненную позицию. Учительская профессия, отмечал В. А. Сухомлинский, особая, ее нельзя сравнить ни с какой другой: „ это человековедение, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека, который никогда не прекращается ". Задача учителя в том, чтобы использовать из опыта других все то, что органично присуще его индивидуальности, в выработке своего алгоритма. Формирование личности учителя невозможно без совершенствования его профессионализма. Одним из условий успешной деятельности учителя является изучение им свойств ребенка и закономерностей его психической деятельности. Опираясь на эти закономерности и свойства, учитель имеет возможность выбрать рациональные пути обучения и формирования личности в их полной единства. Эффективность обучения школьников в определенной степени зависит и от теоретического, и практического знания познавательных психических процессов на разных этапах развития личности. Педагогу важно знать личностные качества ребенка, развивается, и понимать его психику: уметь обнаруживать, что есть в развитии главным и постоянным, а что — — случайным и временным. Проникновение в глубину основ психологии личности позволяет проводить иногда не только коррекцию, своеобразный „ косметический "ремонт, но и фундаментальную перестройку, если необходимо, всего здания внутреннего мира ребенка. Школьник живет не изолированно. Он учится и трудится в коллективе, устанавливает определенные межличностные и внутренне коллективные отношения, в которых осуществляется общение и взаемовиховання. Знание психологии школьного коллектива обеспечивает учителю возможность влияния на класс и на взаемовиховання учеников в нем. Глубокие знания залог результативной профессиональной деятельности учителя. Для того, чтобы знания действительно стали орудием регуляции практической деятельности педагога, им должны быть присущи определенные качества. Прежде всего, это их системность, которая обеспечивает связь между отдельными блоками знаний и установления различных связей между ними. Оперативность знаний создает возможность быстрого и точного извлечения из памяти с целью решения определенной задачи или конкретной педагогической ситуации. Полнота знаний характеризует осведомленность учителя во многих областях науки, искусства, литературы и тому подобное. Глубина свидетельствует о наличии у педагога систематизированных знаний, обеспечивает обоснованность каждого блока знаний, связь его с другими блоками. Эффективность деятельности учителя будет зависеть и от таких качеств знаний, как прочность, осознанность, действенность и др. В современном компьютеризированном жизни эрудированность и образованность педагога, показателем которых является прежде всего имеющиеся знания, имеют большое значение в его профессиональной деятельности. Но знания не могут быть у учителя просто накопленные. Учитель должен уметь их использовать или подать вовремя, умело, а не навредив. Необходимым компонентом психологической культуры педагога является психологическая готовность к учительскому труду. Такая готовность включает и психолого-педагогическая направленность личности учителя, в основе которой лежит любовь к детям и к педагогической деятельности. Психолого-педагогическая направленность является стержневой осью личности педагога, основой его готовности к выполнению профессиональной деятельности. Она характеризуется своеобразной ориентацией его актуальных потребностей, показывает степень заинтересованности, увлеченности и преданности профессии. Показателями ее является отношение к педагогической деятельности как процесса обучения и воспитания детей: отношение к ребенку как объект-субъекта учебно-воспитательного процесса; отношение к себе как субъекта педагогической деятельности и общения. Психологическая культура предполагает выражение указанных групп показателей за соответствующую мотивационно-личностную сферу педагога: 1) желание обучать и воспитывать, интерес к учительскому труду, ориентацию на социальное значимый результат; 2) любовь, уважение к детям, то есть систему гуманных чувств как движителей педагогической активности; 3) ориентацию на собственный прогресс, реализацию потенциальных возможностей, стремление к самосовершенствованию.