Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества часть 2

И. П. Раченко рассматривает педагогическую творчество как процесс создания передового педагогического опыта. М. М. Поташник определяет педагогическую творчество исходя из идей оптимизации учебно-воспитательного процесса и считает, что поиск оптимального педагогического решения в конкретной ситуации всегда связан с творчеством. Кроме того, исследователь отмечает, что специфической особенностью педагогического творчества является то, что ее объектом и результатом является создание человека, а не механизма или конструкции как в технике, не образ, как в искусстве.
гражданство Кипра за инвестиции

Именно поэтому, по мнению автора, работа педагога не творческой быть не может, потому что перед учителем "встает множество трудно прогнозирующих, а иногда и непредвиденных факторов, которые влияют на его деятельность по формированию личности воспитанника. Л. И. Рувинський рассматривает педагогическую творчество как способность предвидеть, эмоционально переживать и оптимально решать благодаря творческому воображению всегда своеобразные проблемные ситуации школьной жизни, проектировать развитие личности каждого ученика, предусматривать становление и последующее развитие даже самых незаметных положительных ростков в детской психике, то есть, осуществлять сопротивления на положительное в процессе индивидуального подхода в учебно-воспитательной деятельности. З. С. Левчук утверждает, что педагогическое творчество — это деятельность, рефлексия которой обусловливает формирование личности ученика как субъекта жизнетворчества. Кроме этого, автор отмечает, что педагогическое творчество всегда сопровождают самопознание, саморазвитие и самосовершенствование, стремление к постоянному росту. Р. П. Скульский считает, что педагогическое творчество — это такой вариант организации профессиональной деятельности учителя, на реально доступном уровне обеспечивает: во-первых, наличие возможных в каждом конкретном случае результатов решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед современной школой, при рациональных затратах рабочего времени, собственных усилий и усилий учеников. Главные из них — всестороннее воспитание учащихся, выявление и развитие их индивидуальных способностей, подготовка к непрерывному самосовершенствованию и активного творческого труда; во-вторых, непрерывный рост общей и профессиональной культуры педагога, его активной поисковой деятельности, направленной на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Родственным к определению понятия «педагогическое творчество» есть понимание Т. И. Сущенко предмета внешкольной педагогики, которая рассматривается как искусство развития и воспитания свободной, духовно полноценной, творческой личности, в процессе которого учитываются ее природные данные и собственные нужды. Л. М. Король рассматривает педагогическую творчество «как социальное и личностно значимую деятельность педагога, направленную на поиск, создание и использование новых, нестандартных (оригинальных) средств содействия с учениками с целью направления их поведения и активности на усвоение знаний, умений, навыков и самосовершенствования». В педагогическом словаре педагогическое творчество определяется как оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. С. А. Сысоева рассматривает педагогическую творчество как целостный процесс профессиональной реализации и самореализации педагога в образовательном процессе. Исследователь отмечает, что особенностью педагогического творчества является то, что педагог реализует свои личностные и профессиональные творческие потенции способом создания личности ребенка, а развитие его творческого потенциала обусловлен развитием творческого потенциала воспитанника. Поэтому, центральным звеном педагогического творчества является личностно ориентированная развивающая взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, обусловленная спецификой психолого-педагогических взаимоотношений между ними и направлена на развитие их творческого потенциала. Исходя из концепции педагогического творчества С. А. Сысоевой, мы будем рассматривать педагогическую творчество как целостный процесс профессиональной реализации и самореализации педагога, центральным звеном которого является личностно ориентированная развивающая взаимодействие в системе «учитель-ученик», которая направлена на личностное развитие субъектов и способствует их внутреннему движению и самодвижения. 2. Психолого-педагогические взгляды на феномен готовности к педагогическому творчеству Анализ современной психолого-педагогической литературы по проблеме выявления сущности и специфики готовности к педагогическому творчеству позволил сделать вывод, что при изучении феномена готовности к деятельности подходы психологов и педагогов имеют некоторые различия: психологи исследуют особенности и характер связей между состоянием готовности и эффективной деятельностью, а педагоги занимаются исследованием условий, средств и методов, которые обусловливают становление и профессиональное развитие будущего учителя. А. Ф. Линенко считает, что наиболее распространенными критериями, с помощью которых определяется готовность педагога к профессиональной деятельности являются: когнитивный, мотивационный и операционный компоненты, обусловленные уровнем общих и специальных знаний педагога, личностной направленности и практическими умениями. На основании анализа психолого-педагогической литературы, А. Ф. Линенко характеризует три основных этапа изучения проблемы готовности. Первый этап был связан с исследованиями психических процессов человека. На этом этапе большинство ученых рассматривала готовность к деятельности как установку. На втором этапе исследователями осуществлялось исследование готовности как определенного феномена устойчивости человека к внешним и внутренним воздействиям. Такой подход был обусловлен интенсивным исследованиям нейрофизиологических механизмов регуляции и саморегуляции поведения человека. Третий этап характеризуется исследованиями в области теории деятельности, поэтому автор отмечает, что в этот период готовность к деятельности рассматривают в связи с уровнем развития эмоционально-волевого и интеллектуального потенциалов личности по конкретному виду деятельности. Именно поэтому, в определениях этого периода понятия «готовность» характеризуется как качественный показатель саморегуляции на разных уровнях прохождения процессов: физиологическом, психологическом и социальном. Этот этап обусловил разработку в научных исследованиях нескольких психологических концепций готовности (Н. Д. Левитов, А. Ц. Пуни и другие).