Психокоррекционная работа психолога с учащимися младшего школьного возраста

Реферат на тему: Психокоррекционная работа психолога с учащимися младшего школьного возраста ПЛАН 1. Коррекция психологической готовности детей к школи.2. Коррекция типов неуспевания в обучении учащихся начальных классов. 3. Ранняя профилактика педагогической запущенности учащихся Коррекция психологической готовности детей к школе. В 6-7 лет растет подвижность нервных процессов, отмечается больше чем у детей равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя еще процессы возбуждения преобладают (характеризующееся неусидчивостью, повышенной эмоциональной возбудимостью). Растет функциональное значение второй сигнальной системы. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, В. В. Холмовськои, Я. Я. Коломинского, Е. А. Пашко и др.). 1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — статуса школьника, имеет свои права и обязанности. Это отношение ребенка к школе, учебной деятельности, учителей, самого себя. — Мотивационная сфера. Школа привлекает не только внешним сторонами, но возможностью получать новые знания, предусматривает развитие познавательных интересов; — Развитие эмоциональной сферы ребенка. До начала обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
видеонаблюдение через интернет

2. Интеллектуальная готовность ребенка в школу. — Наличие кругозора, запаса конкретных знаний. — Дифференциальное восприятия. — Аналитическое мышление (способность определять основные признаки и связи между явлениями, способность воспроизвести образец). — Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии). — Логическое запоминание. — Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий. — Овладение на слух разговорной речью — развитие тонких движений руки и зрительно — двигательных координаций. 3. Социально — психологическая готовность к школьному обучению. — Формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. — Владение гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми — умение уступать и защищаться. Для определения готовности ребенка к школе, проводятся групповые и индивидуальные психодиагностические исследования, а именно: уровня интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движений рук и зрения, умение ребенка рисовать по образцу, развитие произвольности. Для реализации этой цели можно использовать тест школьной зрелости Керна — Йирасена, который включает Завд.1. Рисунок мужской фигуры. Завд.2.Воспроизведение письменных букв. Завд.3. Изображения группы точек. По результатам тестирования мы можем оценить различные стороны психического развития детей и развитие моторики, умения выполнять задания по образцу, то есть характеризуют произвольность психической деятельности. Методика «Графический диктант» (Д. Эльконин) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по задаче взрослого. Результаты исследований обсуждаются на психолого педагогическом консилиуме, так как классоводы могут дополнить информацию об успеваемости детей, адаптации в новых условиях обучения. Проводятся беседы с родителями, с их согласия психолог может проводить индивидуальную или групповую коррекционно — развивающую работу по их детьми. Индивидуальная психо — коррекционная работа проводится с одним ребенком, иногда более эффективна работа в группе — поэтому создается группа развития. Идеально когда есть система работы: Психолог — учитель — родители. Необходимое оборудование, раздаточный материал. Формирование элементов учебной деятельности Учебная деятельность — высокий уровень развития деятельности детей по сравнению с игровой. Она ставит и более высокие требования к развитию всех психических функций, их произвольности, осознанности, что формируется в тесной взаимосвязи с развитием мотивационной и волевой сфер личности ребенка. Сформированность учебной деятельности, прежде всего, предполагает способность ориентироваться на определенные правила выполнения тех или иных действий, воспринимать эти правила не только наглядно, но и на уровне словесной инструкции. Произвольность запоминания, мышления, внимания позволяет ребенку удерживать инструкцию в сознании и строить на ее основе план действий, соблюдать его, осуществляя самоконтроль и оценку выполнения поставленной перед ней задачи. Именно такой смысл имеет подавляющее большинство задач, которые детям приходится выполнять с самого начала обучения в школе. Между тем многие дети во время выполнения задач испытывают трудности, что, прежде всего, не дает им возможности работать вместе с классом. Представленные ниже специальные задания предусматривают упражнения детей в овладении компонентов учебной деятельности: 1) осознание поставленной задачи; 2) ориентации на определенные правила и построения на их основе соответствующего плана действий; 3) осуществление самоконтроля за его выполнением и оценки конечного результата. Задача Рисование флажков. Эта задача заключается в том, что перед ребенком кладется лист бумаги в клеточку, на котором нарисованы флажки с соблюдением следующих правил: держачок флажка занимает три ячейки, флажок — две, расстояние между флажками — две клетки; в строке чередуются красные и зеленые флажки; держачок флажка коричневый. Дается инструкция: "Вот нарисованные цветные флажки. У тебя есть лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуй на своем листе такие же флажки, как здесь (подчеркнуто выделяется интонацией). Образец будет перед тобой, на него можно смотреть во время рисования. Рисуй, пока я не скажу: «Хватит». Задача «Графический диктант» Для выполнения графического диктанта ребенок получает лист бумаги в клеточку, карандаш или шариковую ручку и инструкцию: "Сейчас мы будем учиться рисовать узоры . Для этого нужно поставить карандаш в уголке клетки с левой стороны листа (детям, сначала будут трудности в ориентировании на странице, можно поставить на листах точки в начале строк) и проводить линии так, как я буду говорить, не отрывая карандаш от бумаги ". Образцы диктантов: 1) одна ячейка вниз, одна ячейка справа, одна клеточка вверх, одна ячейка справа, одна клеточка вниз, одна ячейка справа, одна клеточка вверх, одна ячейка справа ... 2) одна ячейка вверх, одна ячейка справа, одна клеточка вверх, одна ячейка справа, одна клеточка вниз, одна справа, одна клеточка вниз, одна справа, одна клеточка вверх, одна справа ... 3) три клетки вверх, одна ячейка справа, две клеточки вниз, одна ячейка справа, две клеточки вверх, одна справа, три клеточки вниз, одна ячейка справа, три клетки вверх, одна ячейка справа, две клеточки вниз, одна ячейка справа. После того, как будет продиктовано определенное количество звеньев, ребенку предлагают продолжать рисовать узор Время рисования каждого узора можно не ограничивать: ребенку надо дать возможность сделать ошибки, попробовать их исправить и в дальнейшем рисовать правильно. Конечно, возможности детей в рисовании одного узора исчерпываются в течение нескольких минут. Эта задача относится к числу сложных, потому детям, которые недостаточно готовы к обучению, особенно с трудностями зрительно-моторной координации, оно может быть малодоступным. В таких случаях его целесообразно разделить на простые: а) изображать узоры из образца, а не под диктовку б) после того, как ребенок научится рисовать образцы, ей предлагают рисовать узоры самостоятельно, используя образец из нескольких звеньев; в) выполнять под диктовку простые узоры, постепенно переходя к более сложным. Приложение 1