Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества

Курсовая работа на тему Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества Содержание Введение 1. Специфика и особенности педагогического творчества 2. Психолого-педагогические взгляды на феномен готовности к педагогическому творчеству 3. Компоненты готовности будущего учителя к педагогическому творчеству 4. Условия формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству 5. Источники творчества. Факторы, стимулирующие и тормозящие педагогическую креативность 6. Уровни педагогического творчества и уровни сформированности готовности будущих учителей к ней Выводы Список использованных источников Введение Современная гуманистическая парадигма отечественного образования предполагает овладение педагогами системными знаниями по закономерных связей человека с природой, миром и обществом и формирование сознательного и ответственного отношения относительно особенностей становления личности в национальном социокультурном и образовательном пространстве.
Хотите здоровую спину? Вам стоит купить матрас по низким ценам.

Поэтому проблема качественной профессиональной подготовки будущих учителей остается актуальной в любом обществе. В связи с этим на современном этапе происходит повышение требований общества к творческому потенциалу высших педагогических учебных заведений; интенсивно ведется поиск и разработка оптимального содержания, форм и методов подготовки педагогических кадров, готовых к профессиональному творчеству, которая способствует самоактуализации и самореализации как учителей, так и их воспитанников. В наше время творческий подход к выполнению профессиональных обязанностей одновременно является и условием, и показателем интенсивного обновления педагогического труда. Поэтому мы присоединяемся к мнению Е. С. Жарикова и С. Л. Крушельницкого, что в будущем способность к творчеству будет одним из главных критериев профессиональной пригодности учителя и считаем, что доминирующей целью профессиональной подготовки студентов в условиях высшего учебного педагогического заведения должно быть формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству, которая приведет профессиональный и личностный саморазвитие педагога и всесторонний развитие творческих возможностей учащихся. Демократические процессы в нашем обществе обусловили значительный интерес ученых к проблемам подготовки будущих учителей к творческой профессиональной деятельности и формирования готовности студентов высших учебных педагогических заведений к педагогическому творчеству. Поэтому нами проанализировано состояние освещения в литературе таких ее аспектов: изучение психологических и педагогических подходов к пониманию специфики и особенностей творчества; определение понятия «педагогическое творчество» и перечень ее структурных компонентов; выявление специфики отображения проблем готовности к творческой профессионально-педагогической деятельности; современные взгляды ученых на определение уровней и компонентов готовности к педагогическому творчеству. 1. Специфика и особенности педагогического творчества В современной научной литературе проблема творчества рассматривается в следующих аспектах: философском (Г. Гиргинов, В. А. Жадько, В. А. Цапок, А. Печчеи и другие ), психологическом (В. Андриевская, Г. Балл, А. В. Киричук, Л. Король, А. Н. Лук и другие), педагогическом (В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров , Я. А. Пономарев, Н. Ю. Посталюк, С. А. Сысоева и другие) и специальном (в соответствии с требованиями каждой конкретной профессии). На основании анализа научной литературы можно утверждать, что существуют такие тенденции изучения проблемы творчества: • творчество рассматривают как некую деятельность человека или коллектива людей, направленная на создание новых, оригинальных общественно значимых ценностей (М. Гамезо, И. А. Домашенко и другие). Такая творческая деятельность отражает высшую степень человеческой активности по созданию продукта этой деятельности. Кроме того, творчество рассматривается и как совокупность личностных качеств, которые определяют и обусловливают отношения человека к миру и самому себе (С. С. Гольдентрихт, Л. И. Даниленко). Именно эти качества позволяют ей самоактуализовуватись, самореализовываться и самоутверждаться. Критерием такого вида творчества является становление и развитие личности. Именно поэтому исследователи этой группы считают, что мотивационная сфера существенным стимулом действий механизма творчества; • в гуманистической психологии творчество понимается как необходимое для полноценной жизни человека форма ее существования (А. А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс и другие). Такой подход к творчеству обусловлен тем, отмечает А. А. Бодалев, что поиск смысла жизни неотъемлемо связан с творческим отношением человека к действительности, необходимостью полной реализации ее потенциальных возможностей. А как известно, обретение смысла жизни помогает человеку найти свое место в жизни, самоутвердиться и самореализовать свои потенциальные возможности, то есть плодотворно и полноценно прожить свою жизнь; • С. О.Сисоева считает, что творчество отдельного человека может быть рассмотрена в двух аспектах: как сущность качества личности, в которой отражается отношение субъекта к самому себе и миру, а также способ его самоутверждения; как деятельность определенного характера, которая отражает высокую степень активности человека, направленной на преодоление определенного противоречия в соответствии с поставленной целью; • некоторые ученые отмечают, что творчество не во всех случаях обязательно созданием чего-то нового, она может иметь формы рекомбинации определенных существующих и известных элементов, или быть разрушительной по отношению к этим элементам (ММ. Поташник); • Я. А. Пономарев отмечает, что в творческом процессе принцип деятельности постепенно вытесняется принципом взаимодействия и системным подходом. Вместе с тем, деятельным подход применяется в тех случаях, когда его рассматривают как частный случай системного подхода, в основу которого положена не действие (деятельность), а взаимодействие. В. И. Андреев рассматривает творчество как развивающую взаимодействие ее субъекта и объекта, направленную на диалектических противоречий; • кроме того, в последние годы наблюдаются тенденции объединения когнитивного и личностного аспектов психологии творчества (операционного, мотивационного, интеллектуального, личностного и т. д.) (Г. А. Балл); Таким образом, расхождение в определении предмета и объекта творчества вызвала разнообразие подходов к пониманию специфики педагогического творчества. Однако, анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы творчества дает основания рассмотреть целесообразность реализации ее основных положений в процессе профессиональной подготовки будущего учителя в условиях высшего учебного педагогического заведения. В современной психолого-педагогической литературе уделяется значительное внимание проблемам специфики педагогического творчества и особенностям подготовки к ней студентов высших учебных педагогических учебных заведений I-IV уровней аккредитации (В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Д. Б. Богоявленская, Н. М. Бружукова В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, А. В. Киричук, Н. Кичук, Л. М. Лузина, М. Д. Никандров, М. М. Поташник, С. А. Сысоева, Р. П. Скульский и другие). Некоторые ученые рассматривают педагогическую творчество работников образования в контексте изучения передового педагогического опыта, педагогического мастерства и их работы по самосовершенствованию (Ю. П. Азаров, И. А. Зязюн, Л. Лузина, М. Р. Львов, СП. Соловейчик и другие). На основании анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что не существует однозначного определения понятия «педагогическое творчество». Именно поэтому, на наш взгляд, проблема реализации в практической деятельности учебных заведений не получила целеустремленности, последовательности и систематичности. Итак, определим основные тенденции освещения проблемы педагогического творчества в научной литературе. В. И. Андреев рассматривает педагогику творчества как науку о педагогическую систему двух диалектическое обусловленных видов человеческой деятельности: педагогического воспитания и самовоспитания личности в различных видах творческой деятельности и общения с целью всестороннего и гармоничного развития творческих способностей как отдельной личности, так и определенного коллектива. В. А. Кан-Калик и М. Д. Никандров рассматривают педагогическую творчество как сотворчество в педагогической действительности, непрерывно меняется, как искусство и как конкретизацию педагогического идеала учителя в системе задач, которые постоянно решает педагог в условиях педагогического труда. При этом исследователи отмечают, что творческая педагогическая деятельность учителя всегда обусловлено индивидуально-психологическими особенностями творческой учебной деятельности учащихся, в свою очередь творческая учебная деятельность ученика обусловлена уровнем и характером творческой деятельности учителя. В. И. Загвязинський считает, что конечным результатом педагогического творчества является формирование личности нового человека, которое осуществляется в соотношении с требованиями общества, с доказанными наукой закономерностями и принципами, с достижениями передовых технологий и собственным практическим опытом учителей в определенных условиях создания новой действительности.