Психолого-педагогическое исследование страхов у детей младшего школьного возраста часть 2

Методика САТ принадлежит к проективным, и предлагаемая схема интерпретации не единственно возможное, а лишь ориентирует исследователя, стремящегося проникнуть во внутренний мир ребенка. Преимуществом этого теста является то, что проективные методы способствуют образованию благоприятного климата в процессе работы. Ребенок быстро устанавливает контакт, интересные задания стимулируют детское творчество и фантазию часто на уровне игры.
Видеонаблюдение со звуком для стоматологии

При обследовании с помощью CAT необходимо учитывать прежде всего общие требования, предъявляемые к тестированию детей. Нужно установить с ребенком хороший контакт. При проведении обследования следует обращать внимание не только на содержание рассказа и тон голоса, скорость реакции и ответа на то, обнаруживает ребенок равнодушие, внимательность или нет. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное заключение, соответствует торопливо, понизив голос, с признаками волнения, отказывается отвечать, настойчиво проявляет желание начать все сначала, то это признаки жизненной реакции на проблемы, затронутые данным материалом. Стимульные материал должен быть вне поля зрения испытуемого, за исключением картинки, с которой ведется работа (малым детям нравится играть со всеми картинками сразу, выбирая наугад одну для рассказа). Картинки САТ пронумерованы и проранжированы в определенной последовательности, и поэтому их следует предлагать ребенку именно в таком порядке. Но тест можно сократить и до нескольких вопросов, которые освещают специфические проблемы. Мы обращаем внимание, прежде всего, на наличие страхов и тревожности, а также на агрессивные тенденции. Последней в исследовании использовалась методика, которая предусматривала рисования страхов. Эта задача относится уже тогда, когда психолог хорошо познакомился с детьми и уровень доверия к нему повысился. Известно, что рисование является одним из средств постижения своих возможностей, выражение разного рода эмоций, в том числе и негативных, снижение тревожности и количества страхов. Однако это не означает, что ребенок, активно рисует, может ничего не бояться — просто у нее уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет большое значение для его психического развития. Практически положительный эффект от рисования можно наблюдать в возрастном интервале от 3 до 15 лет и старше, но чаще положительные результаты получаем в 4 — 12 лет. Рисование страхов дает эффект почти одинаков и для мальчиков, и для девочек. Примерно в половине случаев страхи устраняются с помощью определенным образом направленного рисования. Большей частью это касается страхов, вызванных воображением (например, страха заболеть, подвергнуться нападению, попасть в транспортное происшествие и т. п.). При страхах абстрактного характера результаты хуже. Особенно при страхе потерять родителей и страхов, возникающих у девочек при засыпании. Эффект уменьшается при наличии истерических черт характера, так как дети невольно или прямо эксплуатируют страхи в угоду своему желанию. Детям можно предложить рисования карандашами, фломастерами или красками. Давать задания следует доброжелательно, когда ребенок не уставшая и в хорошем настроении. Психологический смысл этой методики связано с тем, что в процессе рисования объект страха все менее и менее становится застывшим психическим образованием. Он сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. Интерес, который проявляется при рисовании, постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовольствием от выполненного задания. Незримую поддержку дает присутствие психолога, которому можно доверить свои страхи. После рисования и уточнения отдельных страхов можно перейти к беседе, цель которой — выявить страхи. Время беседы — 30 — 40 минут, беседа должна проходить в спокойной обстановке. С помощью разработанного диагностического комплекса было обследовано 50 детей в возрасте от 7 до 9 лет. Тест диагностики школьной тревожности показал результаты, отраженные на диаграмме 1. Диаграмма 1 Результаты проективного теста диагностики школьной тревожности На основе анализа полученные результаты подаем объединенными в три группы: 1 группа — низкий уровень тревожности имеют 52%, или 26 человек; 2 группа — средний уровень тревожности имеют 26%, или 13 человек; 3 группа — высокий уровень тревожности имеют 22%, или 11 человек. Следующая диагностика проводилась с учетом этих групп. Для теста САТ был избран 5 картинок А2 : один медведь тянет канат в одну сторону, а другой медведь с медвежонком — в противоположную сторону; А3 : лев с трубкой и тростью сидит в кресле, а в нижнем правом углу рисунка маленькая мышь выглядывает из норы; А7 : тигр с оскаленными клыками и выпущенными когтями нападает на обезьяну, а она подпрыгивает вверх; А9 : темная комната просматривается с освещенной комнаты через открытую дверь, в темноте кролик сидит у детской кровати и смотрит в дверь; А10 : щенок лежит на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт; фигуры расположены на переднем плане ванной комнате. Результаты теста представлены в таблицы . Итак, несмотря на низкий уровень школьной тревожности, много детей первой группы испытывают страх. Средний уровень тревожности тоже не избавляет ребенка страхов и, конечно, высокий уровень тревожности способствует их появлению. В целом наиболее тревожными оказались картины А7 и А9 . На основании этого можно предположить, что у большинства детей страх связан с темнотой, привидениями, ужасами и злыми животными. Эти страхи, по нашему мнению, отражают содержание страха смерти, но пока еще не осознанного. Проанализировать и дифференцировать детские страхи можно с помощью их рисования. Таблица Результаты теста САТ

Выявлено тревогу Выявлено страх Выявлено агрессию
№ картины А2 А3 А7 А9 А10 А2 А3 А7 А9 А10 А2 А3 А7 А9 А10
1 группа (количество человек) 2 4 3 10 1 0 2 8 13 1 1 2 4 0 1
2 группы (количество человек) 0 4 1 8 0 0 3 7 5 2 1 1 3 0 3
3 группа (количество человек) 2 1 1 3 1 0 4 8 6 7 0 3 3 1 0