Психологическая культура педагога часть 2

Учителю необходимы следующие профессиональные качества, которые могут быть сформированы и развиты: интерес к ребенку как личности, умения понимать его интересы и особенности, педагогическая наблюдательность; коммуникабельность, воображение, педагогический такт; организаторские умения; широкие духовные интересы, познавательные потребности; заинтересованность в общем деле, в благоприятном морально-психологическом климате педагогического коллектива. Высокий уровень образованности, безупречное знание преподаваемых предметов, культура мышления и речи необходимые учителю не только для проведения учебно-воспитательной работы с детьми, но и как личностные качества, которые обеспечивают уважение учеников, широту поиска, умения прогнозировать, искать собственный, оригинальный стиль обучения и воспитания. Учитель характеризуется как личность, которая постоянно ищет, не удовлетворяется шаблонами. Не существует единой методики обучения и воспитания, которая была бы обязательной для всех: каждый учитель должен стать новатором, найти свои подходы, соответствующие его личным качествам. Овладение профессиональным мастерством может прийти только путем глубокого, всестороннего овладения богатством знаний о человеке, о ребенке в области психологии, философии, педагогики, социологии, методик преподавания различных предметов обучения. Высокая педагогическая культура дает учителю возможность компетентного выбора эффективных форм, методов, средств обучения и воспитания, которые положены в основу оптимизации учебно-воспитательного процесса. Важное значение в психологической культуре личности учителя отводится педагогическим способностям и личностным качествам педагога, которые способны обеспечить достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, в отношениях и общении с детьми.
Офисы без посредников г Московский, Киевское шоссе.
Такими положительными морально-психологическими качествами учителя, которые в сочетании с педагогическим мастерством создают ему высокий авторитет и считаются неотъемлемой психологической культуры, является тактичность, отзывчивость, честность, объективность, справедливость и др. Исследование психологов Ф. М. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, Н. Л. Левитова, Г. В. Страховая, С. В. Кондратьевой, В. М. Заполучит, Л. С. Базилевской позволяют представить структуру педагогических способностей как сложного и многогранного образования, которое в целостности обеспечивает успешность выполнения педагогической деятельности. К ним относятся дидактические, академические, перцептивные, коммуникативные, организаторские, суггестивные способности, педагогическая воображение и педагогическая рефлексия. Одним из компонентов педагогических способностей является распределение, объем и переключение внимания. Психологическая культура учителя немыслима без культуры чувств, без эмоционально-волевой сферы его личности. Последняя предполагает способность любить, сознательно управлять своими эмоциями, регулировать свои действия и поведение, владеть собой, создавать положительный эмоциональный настрой и благоприятный психологический климат, понимать чувства ученика (эмпатия) и др. Некоторые специалисты оказывают сформированности эмпатии особое значение, считая это качество одним из средств не только познания, но и умение проникнуть в психику другого человека, сочувствовать ей. Эмпатия это интуитивное познание другого. Для такого познания характерно быстрое определение эмоционального состояния, намерений, мыслей воспринятой личности. В основе эмпатии лежит высокая чувствительность к эмоциональному и физическому состоянию другого человека, а также высокое развитие сенсорной и эмоциональной восприимчивости, глубокий и гибкий ум. Она проявляется не только в оценке состояния другого человека, но и в сопереживании. Сопереживая, человек глубже познает объект. Способность к эмпатии необходима всем педагогам. С эмоционально-волевой сферой личности учителя тесно связана индивидуально-типологический сфера, которая включает особенности его темперамента и характера, которые прямо или косвенно влияют на успех педагогической деятельности. Оценивая уровень психологической культуры педагога, диагностировать указанные типологические особенности желательно с позиций их психологической совместимости по соответствующим типологических особенностей детей, а также „ развивающей действия и положительной личностной коррекции «. Темперамент учителя определяет его индивидуальность в сочетании с другими личностными качествами способностями, наклонностями, интеллектом, моралью, опытом и др. „ Врастая» в характер, темпераментные признаки детерминируют динамические параметры учебной деятельности (темп, скорость реакции, эмоциональность), усиливая таким образом естественную самобытность педагога. Характер, как известно, это синтез интеллектуальных, нравственных, практических и волевых качеств личности. Он предоставляет учебной деятельности личностного, индивидуально-своеобразного окраску. Доминирование определенных характерологических качеств ярко проявляется в конкретных поступках педагога, особенно в экстремальных или альтернативных ситуациях. Высокая психологическая культура является залогом творческого сотрудничества учителя с учениками, отношение к ребенку как личности со всеми присущими ему свойствами и качествами. Само формирование умений понимать интересы и запросы ребенка, учета их при выборе средств воздействия на нее, выработка способности психологически грамотно строить процесс общения со школьниками должны быть в центре внимания современного педагога. Взгляды ученых, практических психологов позволяют выделить следующие компоненты психологической культуры учителя: 1. Психологические знания как основа не только психологической, но и профессиональной культуры учителя, когда они органично сочетаются со знаниями педагогики, со знаниями современной политической, экономической, экологической, социокультурной ситуации и составляют своеобразный психолого-педагогический мировоззрение, где ребенок „ объект-субъект «не только на уровне „ учебное заведение», но и микросреды, Стратегическое, макросреды; умение использовать эти знания в отношениях с учениками, коллегами по работе, родителями. 2. Психологическая готовность к учительскому труду, которая связана с осознанием ее социального значения.

  1. Личностные качества учителя, и в первую очередь, педагогичниздибности, которые способны обеспечить успешное выполнение педагогической.
  2. Эмоционально-волевая сфера личности педагога, забезпечуездатнисть сознательно управлять своими эмоциями, регулировать свои действия и поведение, владеть собой, создавать положительный емоцийнийнастрий и благоприятный психологический климат.
5. Характерологические и типологические свойства педагога, которые включают особенности темперамента и характера учителя и прямочы косвенно влияют на успешность учебной дияльностичы на отношения с учениками, коллегами, родителями. 6. Стремление и способность личности педагога постийновдосконалюватися, заниматься самообразованием. Так, становление психологической культуры педагога — сложный и длительный процесс, который требует больших усилий со стороны самого учителя, так как психологическая культура является не единичным образованием, а комплексной структурой, которая пронизывает все уровни и стороны личности, затрагивает все сферы жизни и является необходимым условием для эффективного и совершенного выполнения профессиональных обязанностей. Выводы Психологическая культура является сложным и многогранным понятием, которое следует рассматривать в русле культурно исторического подхода и в контексте социального взаимодействия людей, как иерархическое системное образование и новообразования психики человека. В структуре психологической культуры выделяют следующие компоненты: — когнитивный (система научных психологических знаний);