Психологические тренинги для педагогов

2.3. Группы личностного роста и развития К. Роджерса «Группы личностного роста и развития» («группы встреч») дают возможность направить групповой опыт на оказание помощи здоровым, нормальным людям в процессе реализации их потенциальных возможностей . Большинство людей вступает в группы личностного роста и развития с намерением почувствовать близкие, душевные отношения с другими людьми и исследовать различные стороны своей личности. Базисными целями «групп встреч» являются: оказание помощи в индивидуальном развитии субъекта; укрепление индивидуальных ценностей; увеличение чувствительности в межличностных контактах; стимулирования самоактуализации и ощущение радости жизни. Разница в целях между лабораторными Т-группами и «группами встреч» состоит в том, что во-первых происходит коррекция социального поведения, а во-вторых — происходит личностное развитие индивида, «высвобождается» его потенциальные возможности для достижения радости жизни путем упорядоченности чувств, социальной перцепции и деятельности. Подготовка учителя к общению путем тренинга особенно широко представлена в работах американского ученого К. Роджерса. В такой тренинговой группе, отмечает автор, создается климат психической защищенности, открытости, возможности познания себя и других, исследования поведения, поиск конструктивных решений педагогических проблем. Исходя из этого, он предполагает, что для повышения эффективности педагогического процесса нужно охватить тренингом всех школьных учителей.
купить складское помещение
Сам ученый провел такую практику в Калифорнии, охватив тренингом всю администрацию одной школы. После этого, по его словам, наблюдались значительные изменения в лучшую сторону: руководители школы легче принимали нововведения; меньше апеллировали к распоряжений; были более склонны к существенным, а не бюрократические решений; свободнее общались с начальством, подчиненными и коллегами; чаще в открытую декларировали цели и меньше прибегали к защите своего «Я»; проявляли в работе более весомый стиль; спокойнее принимали от других как положительную, так и негативную информацию о себе; лучше стали разбираться в своем поведении и использовать возможности в административной и педагогической деятельности. Чтобы провести подобный тренинг для всех учителей одной школы, К. Роджерс разделил их на группы по 10 человек в каждой. Сессия продолжалась неделю. После тренинга зарегистрирован целый ряд положительных изменений: умение слушать, принимать новые, творческие стремления учеников, уменьшились тенденции к осуждению и наказанию воспитанников. Учителя, прошедшие тренинг, охотнее решали с учениками проблемы, меньше использовали дисциплинарные средства, развивали в классе атмосферу спонтанности, творчества и самостоятельной работы. Последним этапом в исследовании К. Роджерса было проведение тренингов для учителей и воспитателей совместно с учениками. На таких заседаниях, в ходе дискуссий, учителя совместно с учениками решали проблемы сплоченности класса. При этом поощрялась экспрессия, эмоции. После занятий и учителя, и ученики отмечали, что они впервые почувствовали себя полноправными членами единого коллектива способными решать, а не только пассивно воспринимать и выполнять чужие решения. Кроме того, у школьников наблюдался рост способностей выражать эмоции в отношениях с окружающими, а также тенденция к построению на реалистической бесконфликтной основе отношений с товарищами по классу и учителями. Избавление их от страха перед постоянными недооценка и наказаниями открыло перед ними возможность больше энергии направлять на обучение. Ученики утверждали: у них возникла вера в то, что их принимают и понимают учителя, благодаря чему появилась возможность общаться с ними более непосредственным, открытым способом, выросла ответственности и активное участие учеников в общественной жизни класса. В поведении уменьшился негативизм, меньше стало случаев недоброжелательного отношения к учителям. В перспективе ученый предполагает, что эффективность тренинга возрастет, если в состав группы будут входить представители администрации школы, учителя, родители, ученики. 2.4. Метод активного социально-психологического обучения Т. С. Яценко Метод активного социально-психологического обучения (АСПО) разработан академиком, доктором психологических наук Т. С. Яценко. Группа АСПО чаще всего гетерогенная по полу, закрыта. Общее количество рабочих часов — 100-120. Занятия проводятся в течение двух недель, работая по 8-10 часов в сутки. Атмосфера общения в группе АСПО, при которых опасность ущемления достоинств «Я» человека сводится к минимуму (отсутствуют советы, рекомендации, наставления, поощрения и наказания), позволяет участникам сделать производительные выводы о личных причинах собственных проблем общения, обусловливает высокий уровень мотивации обучения. Подтверждением последнего является тот факт, что при наличии принципа добровольности занятия в группе АСПО продолжаются по 8-10 часов в течение 10-12 дней. Курс обучения в группе АСПО формирует у ее членов навыки не только глубокого самопознания, познания других людей, овладение инструментарием проникновения в скрытые мотивы, но и апробации новых форм поведения под влиянием полученной информации. Но особенно ценным метод АСПО может быть для учителей. Ведь им в силу специфики профессиональной деятельности приходится работать не только в формализованных условиях, представляемых на уроке, но и взаимодействовать с учащимися в свободной обстановке во внеурочное время. Именно в этих условиях учитель, не имеющий твердых знаний в области практической психологии, чувствует себя часто слабым воспитателем. Между тем курс обучения в группе АСПО обеспечит психологическую вооруженность в понимании партнера по общению, самой ситуации общения и своей роли в ней. Знание психолога-практика, полученные в процессе такого обучения, помогут ему в преподавании курса «Этика и психология семейной жизни», в частности в организации практических занятий, в моделировании и проигрывании ситуаций на семейную тематику, а также в проведении факультативных занятий, ориентированных на повышение культуры общения учеников. Обучение в группе АСПО обеспечивает общий эффект, и специальный. Общие результаты группового обучения общению заключаются в первую очередь в гармонизации структуры личности участников, в оптимизации их общих способностей к общению, как открытость, искренность, способность выражать эмоции приемлемым для партнера способом и тому подобное. Последнее обеспечивается самой атмосферой общения в группе АСПО, принципами, которым подчиняется весь процесс обучения, применяемыми приемами, выявлением психологических первопричин проблем в общении. Специальный, то есть, профессионально-педагогический аспект, обеспечивается воспроизведением педагогических ситуаций и их анализом, отработкой навыков и умений оптимального общения, необходимого для организации профессионально грамотного общения. Активное социально-психологическое обучение позволяет будущему учителю усвоить особенности недирективного управления классом, приемами быстрого создания среди учеников теплой, доброжелательной атмосферы взаимоотношений, а также овладеть отдельными методиками, такими как ролевая игра, невербальная взаимодействие, психодраматические приемы, психомалюнок, анализом ситуации общения и тому подобное. Полученные данные по самоотчетов лиц, проходивших в разное время АСПО, анкет и психомалюнкив, а также результаты многолетнего наблюдения в ходе проведения занятий позволяют сделать вывод, что такого рода обучения способствует гармонизации личностной структуры субъекта, повышению его общей культуры общения, росту ощущение необходимости собственного совершенства и ответственности за свое развитие, за реализацию своих потенциальных возможностей. Кроме того, оно развивает эмоциональную чувствительность, увеличивает адекватность самооценки и самоухвалення. Обучение в группе АСПО значительно оптимизирует импрессивная возможности субъекта, который помогает ему лучше понимать свою и чужую поведение, расширяет возможности адекватной экспрессии (выражения) своего внутреннего состояния. Происходят также изменения и в системе ценностных ориентации в сторону их социализации, уменьшаются эгоцентричны тенденции. Такие качества, как доброжелательность и искренность, переходят в норму взаимодействия с окружающими людьми. Значительные изменения происходят в области операционной системы общения. АСПО способствует усвоению общих правил, обеспечивающих результативность коммуникации (например, оказывать помощь другим людям, решать конфликт, создавать творческую атмосферу при совместном решении определенных вопросов). Психологический климат взаимоотношений в группе дает возможность апробировать эффективность этих норм в педагогически тяжелой ситуации и вместе с тем способствует выработке оптимальной стратегии поведения в общественных и профессиональных контактах соответствии с этими нормами. Разработанный метод АСПО успешно может быть использован не только педагогами-практиками, но и в педагогических вузах, институтах усовершенствования учителей, на предприятиях.